Древние название дней недели и месяцев у русов. Древние названия дней недели и месяцев у русов Название дней недели на руси

Известная нам семидневная неделя – это позднее романское (римское) влияние. Исконная неделя у славян была пятидневной.

Элементы романской культуры проникали в области славянского пограничья не только на Дунае и Карпатах, но и от сперва романизированных, а потом и христианизированных Римом германцев: например, всякие сорбские «перунданы» вместо общеславянских «чєтвьртъкъ» ‘четверг’ как кальки немецких «Donnerstag»ов, возникших из латинских «дней Юпитера», просто характернейший пример тому. Да и в целом семидневная «астрологическая», – выражающая в своих названиях имена планет-богов халдейской астрономии, – неделя вообще вместо архаичной «малой недели» или пентады – недели пятидневной, исконно существовавшей у праславян и связанной названиями дней своих не с планетами-богами, а с простыми порядковыми славянскими числительными, – это позднейшее романское влияние.

На пограничье славяно-германском или славяно-романо-эллинском (Дунай, Балканы) возникали, были заимствованы рано (но не ранее VI в.), но у славян северо-восточных, не дотянувшихся плотно до германцев или ромеев, исконно были неизвестны.

Как «бродячий сюжет» в виде ассоциации четверга с громом («после дождичка в четверг») постепенно, за счет межславянских контактов, дошли и севернее, но в целом как концепция ассоциирующая дни недели с богами-планетами, конечно же, были совершенно чужды восточным славянам до христианства.

Пространные рассуждения некоторых современных родноверов о будто бы исконной неделе-семидневке у славян никакой критики не выдерживают. Против идеи семидневного общеславянского недельного цикла говорит перечень исконных названий дней недели в славянском, в котором именно два дня ― суббота (от семитского «шаббат» ‘покой’) и воскресенье (воскресенье Христа, конечно же) выглядят инородными телами по сравнению с пятью основными названиями дней недели, связанными со славянскими числительными.
Да, вообще воскресенье в древности называлось «нєдѣлıа», но традиция эта, безусловно, римская, а глубже и семитская («шаббат» ‘день покоя’, ‘неделания’ отсюда и «нєдѣлıа» как древнее название седьмого дня церковной < римской < семитской «седмицы»).

Порядковые славянские числительные в исконных названиях дней славянской недели прямо свидетельствуют о том, что она была именно пятидневной: так, если «пятница» (следуя её названию) это пятый день, «вторник» – второй, «четверг» – четвертый, то первым днем недели славянской, соответственно, может быть только «понедельник» (название позднее, связанное с влиянием церковной «нєдѣлıа», то есть «идущий после недели/воскресенья»), в древности, по-видимому, также названием связанный с числительными «пьрвъ» – ‘первый’.

А название «среда» ‘середина’ (ср. рус. диалектн. «середа» или в ПВЛ «…тѹ сєрєда зємли моєи…» Святослав о Переяславце на Дунае как центре своих владений) в окружении этих названий, связанных с порядковыми числительными, прямо говорит, что это «средний день» именно в пятидневном, а не семидневном цикле. В семидневке «средним днем» может быть только современный четверг.

Однако ищущие «путей спасения» исконной семидневки у славян в этом случае чаще всего говорят, что, дескать, – «и среда может быть средним днем, если неделя начинается с воскресенья».
Однако этот аргумент у них приходится отнимать, напоминанием, что это церковная неделя, восходящая еще к римской времен Константина Великого – рьяного митраиста, поклонника Солца-Митры, – начиналась с воскресенья (лат. dies Soli ‘день Солнца’ и потом, с подачи Константина, dies Domini ‘день Господень’). До сих пор в большинстве европейских культур, романизированных очень рано, недельный цикл открывается именно нашим «воскресеньем», а не понедельником.

Конкретно в 321 году император Константин издал указ, приказывавший, чтобы «…Все судьи…, а также ремесленники в почитаемый день Солнца отдыхали…». От сюда и «нєдѣлıа» церковной седмицы.

То есть совешенно невероятно, чтобы праславяне начала IV века, не вошедшие даже в ареал романской культуры, не говоря уж о том, чтобы быть данниками римлян (как германци и кельты Гаалии и Британии) в это время, вдруг взяли бы и, повинуясь указу римского императора, заимствовали бы не просто римскую семидневную неделю, а именно с воскресеньем в качестве первого дня.

Кстати, до IV столетия, до указа Константина Великого, римская неделя (привезенная Цезарем из Александрии вместе с календарем Птолемея Эвергета) начиналась именно совсем не с воскресенья dies Soli ‘дня Солнца’, а с субботы dies Saturni ‘дня Сатурна’.

До сих пор сохранилась древняя римская парапегма (каменная календарная таблица) доконстантиновского времени, на которой изображены знаки зодиака и семерка романо-эллинских богов, олицетворяющих дни недели. Так вот эту седмицу открывает торсовое изображение мужчины с серпом – атрибутом Сатурна/Кроноса, согласно мифу, оскопившего этим сельхозинвентарем своего отца Урана. Первый день – день Сатурна тут не случаен, а также отражает древнюю мифологию, ведь Кронос/Сатурн это отец богов-олимпийцев, им передшествующий, первый по отношению к ним. Потому и мифопоэтически за первым днем недели закреплена ассоциация с первым, до Зевса, царем небес Кроносом/Сатурном.

А ещё раньше, до календарной реформы Юлия Цезаря, римская неделя вообще была ВОСЬМИДНЕВНОЙ, называясь «октава» от лат. octava «восьмая». Этому также есть материальное археологическое доказательство: так называемая «летопись Антиат», единственный сохранившийся материальный памятник доюлианского римского календаря, в котором дни восьмидневной доюлианской недели обозначаются восемью первыми буквами латинского алфавита от «А» до «H» включительно.

Праславянская же малая пятидневная неделя, «пентада» от греч. πεντε ‘пять’, не была чем-то аномальным, а наоборот, является самой древней, архаической формой деления времени на периоды меньше месяца. И связана с древней пятиричной системой счисления.
Пентада была известна, помимо славян уже упомянутых, и древним китайцам, и египтянам (хотя в Египте больше была распространена «декада» – десятидневная неделя, по сути удвоенная пентада, а месяц, чисто солнечный, не связанный уже напрямую с лунными циклами, делился на три декады, три недели по десять дней), и даже доклассическим грекам.

“Беда Достопочтенный, знаменитый средневековый летописец, говорил, что в делении времени “natura aut consuetudine aut auctoritate decurrit” * (PL, XC, 279). Длина года определяется природой, неравная продолжительность месяцев - обычаями, а неделя - предписаниями властей.

* “Природа избегает обычаев и (распоряжений) властей”. Прим. пер.

Искусственные единицы измерения времени из трех, пяти, семи и т. п. дней встречаются у многих народов (ср.: Nilssоn, Time-reckoning, с. 324). Так, например, семидневный период времени часто упоминается в шумерских и вавилонских текстах (ср.: Langdоn, Menologies, с. 89; H. a. J. Lewy, -HUCA, XVII, 1942?1943, c. 6). Римляне употребляли торговую неделю (как и другие народы древности) (Nilsson, Timereckoning, с. 325) из восьми дней, известную также и этрускам (Масrоb., Sat., I, 15, 13). Дни такой недели (nundinae) обозначались в календаре буквами от А до Н: семь дней рабочих, восьмой день - базарный (Маcrоb, I, 16, 32).

Наша неделя, о которой говорит Беда, восходит к предписаниям Библии и обычаям иудеев. В конце I в. н. э. Иосиф Флавий утверждал: «Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распространился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день» (Contra Apionem, II, 39, 282). Происхождение этой семеричной единицы измерения времени (евр. sabua, ср. евр. seba - “семь”) неизвестно. Дни недели у иудеев именовались порядковыми числительными, так же как в настоящее время на греческом Востоке… В Западной Европе дни именуются по названиям планет: Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн, Солнце. Вторым источником происхождения нашей недели является планетарная, астрономическая неделя эпохи Римской империи, в которой каждый день имел своего правителя, т. е. планету, правившую первым часом каждого дня.

У иудеев неделя начиналась в воскресенье, Так, например, в Евангелии от Матфея говорится: “По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели…” (XXVIII, 1). В планетарной неделе последовательность дней совпадала с представлениями о взаиморасположении и удаленности планет от Земли (…): Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна. Таким образом, первым днем недели считалась суббота (день Сатурна). Но планеты управляли также и 24 часами каждого дня. 1-й (и соответственно 8, 15 и 22-й) час субботы отводился Сатурну, 23-й - Юпитеру, 24-й Марсу; а 1-й час следующего дня принадлежал Солнцу, которое, таким образом, правило воскресеньем (днем Солнца). Поэтому в планетарной (и в нашей) неделе dies Solis (день Солнца) следует за dies Saturni (днем Сатурна) (см.: F. Вoll, - RE, VII, стб. 2558). Благодаря этому возник обычай, пришедший на Запад с Востока в III в. н. э., обозначать наиболее важные даты по дням недели (например, CIL, III, № 1051: X К. lun. lun. XVIII die Iovis = 23 мая 205 г. н. э., день Юпитера)

. ”

Да, деление среднего лунного месяца на четыре семидневки – это давно известный факт. И оно очень древне у народов т. н. «плодородного полумесяца».
Однако на пять делятся НЕ МЕСЯЦЫ лунные, а лунный и солнечный ГОДЫ (не месяцы).

Солнечный год 365 дней (не високосный, неизвестный до Эвергета и Цезаря):
365 ÷ 5 = 73 (семьдесят три малых недели – «пентады») или 72 обычные пентады и одна т. н. «эпогоменальная» около дня зимнего солнцестояния, в эти пять дней, согласно египетскому мифу, богиня неба Нут родила пятерых богов (пятерых!) – Исиду, Нефтиду, Гора, Сета и Осириса.
А тот факт, что древние вообще нередко округляли солнечный год до 360 дней, отражен в распространенности, особенно в Азии, священного числа 72, отражающего количество пентад в таком несовершенном году древних.

Лунный год:
354 ÷ 5 = 70, 8 (а т. н. «лунный високос» из 355 дней, к которому чаще и округляли в древности лунный год, и того проще ― ровно 71 пентада)
Даже простой невисокосный лунный год делится на 5 с малым остатком (если же учесть отсчет наблюдаемых, а не рассчетных неомений, практикуемый в древности, то погрешность эта в тех условиях вообще нивелируется).

И для всего этого, – как для расчета солнечного, так и для расчета лунного года, – нужны всего пальцы двух рук. В то время как ручной счет «семерками» очень мудрен, особенно в отсутствии других способов арифметизации в архаической древности в условиях курных полуземлянок, где тысячами лет обитали праславяне.

«…Особенно заметно социальная история отразилась в лексике. Древние восточные славяне, например, серединой семидневной недели называли не четвертый день, ‘четверг’, а третий – ‘среду’ (др.-русск. сєрєда - ‘середина’). Это заставляет думать, что у предков восточных славян неделя состояла не из семи дней, а только из пяти (и у немцев ‘среда’ называется Mitiwoch - ‘середина недели’) и лишь позднее неделя была дополнена еще двумя днями – субботой и воскресеньем (суббота – слово еврейское, проникшее к славянам через греческий язык, а название воскресенье появилось лишь с распространением христианства). »

И ещё (о чувашах, быт которых в древности был гораздо ближе быту праславян, нежели вавилонян с греками с их математикой и астрономией):

“…Практически все этнографы XVIII - XIX вв. отмечают почитание чувашами пятницы (эрне кун – букв. «недельный день»). При этом нередко указывается, что такой обычай перенят чувашами от татар. Однако детальное исследование этой проблемы выявляет более глубинные истоки традиции. Первые три дня недели в чувашском языке имеют названия тюркского происхождения: понедельник – тунтикун «день сотворения (недели)», букв. «день, находящийся на месте сотворения»; вторник – ытларикун «чётный день» (от ытă «чет»), букв. «день, находящийся на четном (лишнем) месте»; среда – юнкун «день крови». Названия следующих двух дней – четверга (кĕçнерникун или кĕçĕн эрне кун букв. «младший недельный день») и пятницы (эрнекун или мăн эрни кун - букв. «старший недельный день») - заимствованы из какого-то неизвестного восточноиранского языка и, судя т. н. «булгарскому ротацизму» (ср.: иран. адине, но чуваш. эрне, где иран. «д» в булгаро-чувашском перешел в «р»), еще в древнебулгарскую (IV-VIII века) или даже более раннюю эпоху (в 1-х веках н. э.). Названия субботы (шăматкун) и воскресенья (вырсарникун или вырăс эрни куне – букв. «день русской недели», «день русского праздника») в чувашском появились сравнительно поздно.

Все это позволяет высказать предположение, что пратюркская неделя была трехдневной, причем третий день – «день крови» был праздничным, а на пятидневную неделю булгарские предки перешли под влиянием восточно-иранских племён. Пятидневная неделя иранских народов завершалась праздничным днем – пятницей. Кстати, русские названия дней недели, особенно среда (т. е. средний день недели), указывают, что пятидневная неделя в древности была характерна и для славянских и, шире, индоевропейских народов.
Таким образом, выясняется, что почитание пятницы как праздничного дня недели имеет очень глубокие корни.

Несмотря на то, что семидневная неделя была известна славянам до принятия христианства, ее возникновение относится к позднему времени и обусловлено внешним культурным влиянием. По данным языка для славян первична все же пятидневная неделя: “…в славянских языках максимальное число, от которого образовано название дня недели, – это “пять”, за ним следуют слова, для которых обозначать день недели – вторичная функция” Русское нецерковное “шесток” (шестой день) – это уже поздняя адаптация пятидневки к новой юлианской неделе.

Э.Бикерман “ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Ближний Восток и античность М.”Наука”, 1975. Перевод с английского И. М. Стеблин-Каменского Ответственный редактор М. А. Дандамаев (E.J.Bickerman, Chronology of the Ancient World, London, 1969)
Русинов Н. Д. Древнерусский язык., Москва, Высшая школа. 1977 г., стр. 15.
Егоров Н. И. Примечания. // Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. - С. 226-227.
В. В. Шаповал “К ИСТОРИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ НЕДЕЛИ В СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКАХ (Язык как исторический источник. – Новосибирск, 1983. – С. 88-93)

До внедрения европейских календарей, на Руси использовали свою систему летоисчисления. Лето или год состояло из 9 календарных месяцев, состоящих из, в среднем по 40 дней (нечётные месяцы или полные имели по 41 дню, а чётные или неполные по 40 дней), а каждая неделя насчитывала не по 7 дней как сейчас, а по 9 и назывались они так: Понедельникъ , Вторникъ , Третейникъ , Четверикъ , Пятница , Шестица , Седьмица , Осьмица и Неделя .

Как ни странно, но всем нам все дни, кроме разве что, Третейника и Седмицы прекрасно знакомы и мы до сих пор их употребляем, называя этими словами дни недели.

Что же означают эти названия?

Снова все просто и ничего мутного как пишут другие:

Понедельникъ - после Недели (день после недели),

Вторникъ - второй день,

Третейникъ - третий день,

Четверикъ - четвертый день,

Пятница - пятый день,

Шестица - шестой день,

Седьмица - седьмой день,

Осьмица - восьмой день (в польском языке 8 - осемь, а у нас восемь),

Неделя - не делать (день, когда ничего не делают).

Церковники, завоевав Русь, переделали календарь и выбросили два дня из недели. Третий день стал СРЕДНИМ - СРЕДА, а НЕДЕЛЯ стала ВОСКРЕСЕНЬЕМ - ни к седьмому дню - СЕДМИЦА, ни к НЕДЕЛЕ оно никакого отношения не имеет, а шестой день ШЕСТИЦА был заменен еврейским словом ШАББАТ - СУББОТА, что у них означает последний день недели или седьмой день творения!

Цитируя Библию, находим следующий смысл слова СУББОТА - Суббота была дана Богом после шестого дня, когда был сотворён человек: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал » (Бытие 2:2-3).

Для евреев суббота действительно святой день. В этот день они не трудятся и им запрещено прикасаться к деньгам. В субботу они отдыхают.

Мы же отдыхаем в НЕДЕЛЮ - день, когда ничего не делают (в украинском языке осталось это слово до сих пор, арусскому языку навязали слово ВОСКРЕСЕНИЕ, которое имеет явный церковный характер).

Забавный вспомнился факт, к примеру, в Англии неделя начинается с воскресенья и заканчивается седьмым днём недели, то есть субботой! Очевидно, влияние евреев на Англию проявилось не только в господстве капитала, но и в тесном влиянии на культурные традиции.

Месяцев в году Славяно-Арии насчитывали всего 9 и назывались они так:

1. Рамхатъ - месяц божественного Начала.

2. Айлетъ - месяц Новых Даров.

3. Бейлетъ - месяц Белого Сияния и Покоя Мира.

4. Гэйлетъ - месяц Вьюг и Стужи.

5. Дайлетъ - месяц Пробуждения Природы.

6. Элетъ - месяц Посева и Наречения.

7. Вэйлетъ - месяц Ветров.

8. Хейлетъ - месяц Получения Даров Природы.

9. Тайлетъ - месяц Завершения.

Но крестители Руси нашли выход из создавшегося положения, они придумали славянские названия для Юлианского календаря и месяца вместо номеров на латыни получили славянские названия:

Березень - время сжигания срубленных зимой деревьев, в основном березы, на уголь. Назывался также «Сухий», по времени просыхания срубленного леса или просыхания земли.

Цветень - месяц цветения.

Травень - месяц роста трав.

Червень - от плодов и ягод, которые, созревая в июне, отличаются особенною красноватостью (червленый, червлёный, красный). В южных местностях время покраснения вишни.

Липень - месяц цветения липы.

Серпень - от слова «серп». Время жатвы.

Вересень - по другому назывался Велесень - м есяц бога Велеса.

Листопад - время пожелтения и начала опадания листвы.

Грудень - от слова "груда" — мерзлая колея на дороге.

Студень - студёный (стужа). Говорит само за себя.

Сечень - от слова "сечь" - рубить лес. Обычно рубка леса для подготовки новых посевных площадей и его заготовки для строительства производилась зимой. Месяц назывался также "Просинец", по появлению синего неба после долгой облачности.

Лютый - м есяц метелей и морозов.

Новости Партнеров


Понедельник - первый день недели - считался Днем Сварога, поскольку в этот день он сварганил мир. Чтобы не добавлять Сварогу своих забот, люди старались не делать ничего трудного, ответственного, не начинать нового, поскольку Отец-Сварог, занятый миротворением, не всегда может прийти на помощь.
Это довольно сложный день, день глобальных свершений. Только люди, чувствующие в себе силу "свернуть горы и перевернуть мир", могут вершить в этот день великие дела, и они одержат победу.
Цвет Сварого - цвет неба - от голубого до синего.
Этому дню соответствуют камни голубого цвета, например, сапфир, он придает божественную силу как мужчинам так и женщинам. Носящий его преодолевает страх и силой мысли возносится над всяческой суетой к бездонным небесам.
Камнями или металлами Сварога считались упавшие с неба метеориты.

Вторник - Дива-день, в который могут произойти самые невероятные чудеса, ибо сами Дива-Дивные вмешиваются в судьбу людей, и человек может напрямую обратиться к ним со своими просьбами и чаяньями. Однако, следует помнить, что события, происходящие в этот день, могут быть как радостными, так и не очень приятными, но всегда неожиданными.
Див -это непроявленный Род, его полевая, эфирная составляющая. Поэтому Дива - день - это день Нави, открытие связи с потусторонним миром, в котором пребывают умершие сородичи. В этот день, вспоминая их и обрашаясь к ним, можно получить неожиданную помощь. Этот день общения с душами предков, обращения к волхвам, гадателям, чародеям.
Цвет Нави - от синего до фиолетового.
Дива-дню соответствуют самоцветы и камни этого цвета, поскольку фиолетовый цвет связан с интеллектуальными способностями человека. Это цвет мудрецов, поэтов и философов.
К ним относятся аметист, гиацинт и др. Однако носить подобные камни постоянно не рекомендуется (долгое общение с Навью опасно).
К металлам, обладающим магическими свойствами, с древности относили свинец, ртуть и магнит.

Среда -Триглав - день, середина седьмицы. Это день равновесия, когда все земные, небесные и "навьи" силы приходят к согласованию. Это день Яви, благоприятный для трудов как физических, так и духовных.
Цвет Яви - белый. Это цвет, содержащий в себе весь спектр радуги и потому открывающий возможности проявления на любом пути. Это день ощущения полноты мира.
Камни - жемчуг, опал и др.
Металл - олово.

Четверг - Перунов день, день Грома (именно в Перунов день чаще всего идут дожди), а также день всех мужчин и особенно воинов.
Перун - бог Прави, вращающий сварожьи колеса Яви, колеса жизни. За Правь славянские мужчины сражались во все времена и проливали кровь. Поэтому Перунов день - это день действия, напора, борьбы. Кто обижен несправедливостью, но уверен в своей правоте, может побороться за нее в этот день.
Цвет Прави - красный.
Самоцвет - рубин. Рубин символизирует воинский подвиг. Носящие рубин благородные и мужественые люди с его помощью одерживают всяческие победы. Рубин врачует сердце, мозг, силу и память. Носящий его приобретает власть над людьми.
Еще один самоцвет Перунова дня - сердолик. Этот камень дарует любовь, супружеское счастье, врачует душу и тело, способствует радостному настроению.
Металл - железо.

Пятница - день Макоши, день женщин, день семейного и родового благополучия. Также издавно считался торговым днем.
Рассчитывая на покровительство богини Судьбы и Удачи, люди считали пятницу самым подходящим днем для заключения всяческого рода договоров и торговых сделок, участия в азартных играх и прочих мероприятиях, испытывающих судьбу.
Цвет - желтый.
Камни - яшма и другие камни теплых желтых оттенков.
Металл - медь.

Суббота - Купало -день, день Здоровья, Очищения, банных мероприятий. В этот день, завершая седьмицу и готовясь к Световидову Дню, наводили чистоту и порядок в доме, во дворе и на улице, а затем парились в бане. Этот день очищения как физического, так и духовного.
Цвет - зеленый.
Камни - изумруд, малахит, нефрит, которые приносят владельцам здоровье, удачу, победу в состязаниях. Они укрепляют жизненные силы, предохраняют от многих болезней.
Металл - серебро.

Завершает седьмицу и является ее венцом Световидов день, день Света и Солнца, праздничный, веселый, нарядный. Он символизирует единение, обновление и святость. В этот день ходят в гости, отмечают разные события, танцуют, поют и веселятся от души. Этот день символизирует божественный дар и полноту бытия.
Цвет- золотой.
Камень- янтарь и другие камни золотистого цвета.
Металл - золото.

Начнем с начала. Сколько дней было в неделе у славян? Вопрос и сложный, и простой одновременно. Разные исследователи славянской культуры считают по-разному. Кто-то говорит, что дней было семь. Но есть мнение, что их было пять, а суббота и воскресенье появились лишь после Крещения Руси. Третьи вообще говорят о девяти днях. Поэтому, сколько дней в неделе было у славян на самом деле, мы не знаем. Мы можем лишь предположить, что оно было непостоянным и менялось с течением времени.

Дни недели у славян носили названия, обозначающие их порядковый номер. А вот воскресенье называли «неделя». Это значит, что никаких дел в этот день быть не должно, нужно отдыхать. Такое правило имеет чисто языческие корни. Понедельник же был назван так с тем смыслом, что идет как бы после недели. Нетрудно догадаться о значении названия «среда», то есть – середина недели.

Дни недели у древних славян были тесно связаны с тем или иным языческим богом. Например, четверг считался Перуновым днем, а пятница – днем Макоши. То есть день находился под чутким покровительством и защитой божественных сил. Скорее всего, такую традицию славяне переняли у европейцев.

Пятница и неделя были священными днями недели.

Названия дней недели у славян были похожи на те, которые есть сейчас, но все же отличаются. Как назывались дни недели у древних славян? Тут необходимо рассмотреть различные варианты. Если верить в девятидневную неделю (которая, скорее всего, имела место быть далеко до прихода христианства), то ее дни звучали так:

  • Понедельник.
  • Вторник.
  • Тритейник.
  • Четверг.
  • Пятница.
  • Шестица.
  • Седмица.
  • Осьмица.
  • Неделя.

Если брать в расчет, что неделя состояла из семи дней, то названия ее дней были аналогичны современным. Единственным отличием, как уже было сказано, являлось воскресенье – «неделя». Соответственно, если неделя была пятидневной, то из нее были исключены два последних дня – суббота и неделя.

Казалось бы, даже такая простая вещь как календарная неделя имеет свой смысл. Мало кто из нас задумывался, откуда вообще появились эти названия. А обязаны этим мы древним славянам и их мудрости.

Для начала стоит разобраться, почему неделя называется «неделей». Дело в том, что раньше, еще до принятия христианства, неделей называли воскресный день. И был он первым днем недели. Однако позже воскресенье стали считать последним днем, заканчивающим неделю.

Слово «неделя» произошло от сочетания «не делать», то есть отдыхать. Разумнее все-таки отдыхать после работы (вспомните русскую пословицу «Сделал дело - гуляй смело!»), поэтому самый «лоботрясный» день стал последним. В наши дни начало недели с понедельника регламентируется Международной организацией стандартизации.

Но сначала именно «неделя» (день недели, ставший впоследствии «воскресеньем») начинал семидневник. Судя по всему, прежде неделю (в современном значении) называли не «неделей», а «седмицей» (по-болгарски, кстати, и сейчас «неделя» называется «седмицей»). А потом прозвали седмицу «неделей» (семь дней от недели до недели - от воскресенья до воскресенья).

Происхождение названий дней недели

Понедельник. Слово «понедельник» образовано от «после недели». Понедельник был первым днем после воскресенья, которое в древности называлось «неделей». Корень слова - понедель. Образовано оно суффиксальным способом (суффикс -ник-).

Вторник - от слова «второй». Второй день после «недели» (нынешнего воскресенья). Заметьте - не второй день недели, а второй после недели. Корень - втор, суффикс - ник.

Среда - это слово тоже пришло из старославянского (как и «неделя», «понедельник», «вторник»). Имеет общий корень со словами «сердце», «середина». Обратите внимание: среда является серединой недели лишь в том случае, если неделя начинается с воскресенья. Этот день стоит между первыми тремя днями недели и последними. В наше время, когда неделя начинается с понедельника, «среда» не соответствует своему названию.

Почему же среду не назвали «третником» (по аналогии со «вторником») или «третейником» (хотя, по некоторых данным, именно «третейником» и называлась среда в древности)? А вспомните названия пальцев! Тот, что находится посередине, так и называется - средний палец, а не третий или еще какой-нибудь. В давние времена середине придавалось особое значение (не зря ведь «средний» и «сердце» являются однокоренными словами).

Интересно, что и в некоторых других языках день недели «среда» переводится буквально как «середина» (например, на немецком Mittwoch).

Некоторые исследователи утверждают, что среда - это середина не семидневной недели, а пятидневной. Якобы сначала неделя состояла из пяти дней, а потом, в связи с влиянием христианской церкви, в ней прибавилось два дополнительных дня.

Четверг , как и «вторник», слово «четверг» образовано в соответствии с порядковым номером дня недели после воскресенья. «Четверг» образовано от общеславянского слова «четвьртъкъ», которое, в свою очередь, суффиксальным способом образовалось от слова «четвертый». Скорее всего, со временем выпал звук «т» - остался «четверк», а постепенно звук «к» «озвончился», так как он следует за сонорным (всегда звонким) звуком «р». В итоге мы имеем день недели под названием «четверг».

С пятницей все немного сложнее. Конечно, слово образовано от цифры «пять» (пятый день после начала недели). Но почему не «пятник» или «пятак»? Дело в том, что еще до принятия христианства почиталась славянская богиня Пятница (имеющая отношение к пятому дню). Поэтому пятый день назвали в честь богини именно Пятницей, а не Пятником.

Слово суббота пришло из старославянского языка. Когда-то оно было заимствовано из греческого языка (от греч. Sabbaton). А в греческий язык оно попало из древнееврейского языка (от sabbath - «седьмой день, когда нужно воздерживаться от работы»). Шаббат - так произносится это еврейское слово, означающее буквально «покой», «отдых».

Кстати, слово «шабаш» имеет те же корни, так что «суббота» и «шабаш» - родственные слова. Интересно еще и то, что не только в русском языке название этого дня недели произошло от еврейского «шаббат»: и в испанском, и в итальянском, и во французском языках слово, обозначающее субботу, имеет одно происхождение. Впрочем, и во многих других языках. Объясняется это просто - распространение христианской религии повлияло на словари многих языков.

Воскресенье - это слово, как уже было сказано, пришло на смену слову «неделя». Возникло оно, конечно же, после принятия на Руси христианства. Слово является производным от «въскресити». Образовано суффиксальным способом. Это день, когда, согласно писаниям, воскрес Иисус.