Какие могут быть увлечения у ребенка. Увлечения детей. Как не превратить удовольствие в каторгу

Наша сегодняшняя статья, дорогой читатель, посвящена важной теме. Практически все любят детей. Однако не все их достаточно хорошо понимают и знают, как организовать их досуг правильно. Сегодня мы ответим на вопрос о том, что интересно детям.

Чем интересуются дети разных возрастов

Жизнь человека и периоды его развития обуславливают основную или так называемую ведущую деятельность человека, в каком бы он периоде не находился. Именно поэтому целесообразно говорить об интересах человека, отталкиваясь от того момента жизни и того возраста, который им сейчас переживается. Начнем с самых маленьких. Что интересно ребенку в год?

Интересы до 3-х лет

  • Период раннего детства длится от рождения до трех лет. В этот период происходит самое бурное развитие человека за всю его жизнь. Трудно себе представить тот объем информации, который в буквальном смысле обрушивается на ребенка в эти года. Первые три года формируется основа будущей личности ребенка, поэтому необходимо правильно выбирать игры, в которые можно поиграть с малышом.
  • Для первого года жизни малыша, когда он еще не освоил многих навыков, интересно все то, что можно потрогать руками, ногами или положить в рот. Любой предмет, даже не обязательно игрушка, увлекут ваше дитя надолго. Таким образом, главная задача родителей - проследить за безопасностью того предмета, с которым играет их ребенок.
  • В этом возрасте необходимо установить с малышом хороший физический контакт. Необходимо прикасаться к нему, обнимать, целовать и взаимодействовать с его телом.
  • Также разговор с малышом очень помогает его развитию. Ни в коем случае не упускайте из внимания лепет ребенка, ведь - это его основа для будущей речи. Возраст от одного года до трех лет - это кризисный возраст. Любой кризис - это разрушение старого и создание нового. Так и с человеком. Ребенок учится все новым и новым способам взаимодействия с окружающим миром. Ваша задача - активно помогать малышу.
  • Ключевым в интересах ребенка этого возраста является разнообразие тех игрушек и игр, в которые он играет. К трем годам круг общения ребенка расширяется. Теперь он взаимодействует не только с родными и близкими, все чаще он видит незнакомых людей, в том числе сверстников. Родители или воспитатель должны сформировать нужные и правильные условия для развития социального потенциала.
  • Любые веселые подвижные игры в компании малышей помогут им преодолеть барьер общения.
  • Развивающие игры: конструкторы, пазлы, раскраски и многое другое - вот, что интересно детям этого возраста.

Дети после 3-х лет

  • После преодоления кризиса, ребенок переходит в стадию детства, которая занимает период от 3 до 11 лет. Эти восемь долгих лет - важнейший жизненный этап для ребенка.
  • В возрасте от 3 до 5 лет ребенок активно проявляет свой интерес в познавательной сфере. Именно этот возраст замечательно подходит для формирования первых знаний о науке, для чтения и арифметики, которые должны быть представлены ребенку в виде игры.
  • На протяжении всего детства ребенок начинает играть в игры, которые определяют его ролевые интересы. У мальчиков - это пожарные, космонавты, летчики и так далее, а у девочек - это матери, жены, врачи. Именно в этих играх формируется будущая личность, успех которой напрямую зависит от качества организации игры.

Маленькой принцессе из сказки "Спящая красавица" феи открыто предоставили свои дары. Сказали, например, "будешь петь, как соловей". И танцевать. Так решился вопрос с принцессиными увлечениями. В нашей жизни феи действуют скрытно и незаметно. Никто не обещает младенцу: будешь, мол, писателем. И потому выбор хобби у ребенка происходит "методом проб и ошибок".

Играть на скрипке или препарировать головастиков? Полезные увлечения детей

Иметь увлечение в любом случае полезно. По мнению ученых, чувство свободы, которое рождается из деятельности ради удовольствия от самой деятельности, а не ради каких-то внешних причин, повышает самооценку. Хобби и увлечения учат детей быть ответственными, самостоятельными, бережно относиться к чужому труду.

Увлечения, которые близки по сути основной деятельности (психологи называют их "предпринимательскими") несут тренинговый эффект. Например, шахматы развивают память и учат просчитывать будущее.

Многие специалисты считают, что для гармоничного развития личности более полезны увлечения, не имеющие никакого отношения к основной деятельности. Такие хобби позволяют задействовать те способности, которые не используются в школе. Заодно ребенок становится более инновационным, эффективным и в учебе.

Иногда детское хобби перерастает в увлечение всей жизни, помогает найти призвание и профессию. Но и не доведенный до совершенства опыт все равно пригодится: попробовав несколько направлений, легче понять, к чему же тянет больше. А когда ребенок определился, его легче мотивировать. Например, он хочет стать инженером-конструктором. Значит, легче обратить внимание на серьезное изучение математики.

Некоторые психологи рекомендуют выбирать хобби, которые помогают компенсировать слабости. Например, деткам, которые с трудом доводят что-либо до конца, будет полезно дело, требующее усидчивости и терпения — плетение, вышивка, вязание, поделки из глины или природных материалов.

Другие уверены, что при выборе хобби надо учитывать индивидуальные особенности малыша, характер, темперамент. Например, холерикам нужны спортивные секции, меланхоликам — творческие занятия, флегматикам — познавательные, научно-популярные кружки. А вот сангвиникам важно попробовать все-все!

Что влияет на выбор хобби для ребенка?

  1. Интересы родителей. Увлечения детей во многом зависят от того, чем заняты взрослые. Малыш из семьи художников, растущий среди мольбертов, с высокой степенью вероятности увлечется рисованием. Часто дети разделяют и родительские хобби: например, с удовольствием ловят рыбу вместе с папой. Чтобы вырастить единомышленника, чаще обсуждайте с ребенком свои увлечения, ищите о нем всякие интересности, подробно отвечайте на любые детские вопросы. Если ребенок оказался компетентнее вас, найдите в себе силы признать его первенство. Если же он в чем-то ошибся, не ругайте: ведь общее увлечение должно приносить удовольствие.
  2. Генетическая предрасположенность. Она объясняет, откуда появляется музыкально одаренный ребенок в рабочей семье или "технарь" в писательской. В определенный момент гены далеких предков "просыпаются", ребенок тянется к какому-то определенному делу и увлекается им так, что "за уши не оттянешь". Дело становится его страстью. А функция родителей — не удивляться и не препятствовать, пусть даже "странное" занятие в вашей собственной душе никакого отклика не вызывает. И папе-ученому, например, кажется, что "не дело" махать ногами на сцене. Стоит прислушиваться к своему ребенку и ориентироваться на задатки и способности, которые в нем появляются.
  3. Родительские советы и указания. Конечно, есть дети, которых от их хобби приходится отвлекать, дабы не нанести вреда их здоровью. Во всех остальных случаях родителям полезно проявлять настойчивость, пытаться вместе с ребенком находить какие-то позитивные стороны в любом виде деятельности, которым он будет заниматься, постоянно подбадривать и стимулировать мотивацию. Иначе при малейших проблемах необходимости трудиться и напрягаться детка от увлечения откажется.
    Чтобы поддержать интерес, постоянно поощряйте и хвалите ребенка. Например, можно выделить специальную полочку для его поделок или наград, "доску почета" для фотографий.
    Если ребенок наотрез отказывается от какого-то малознакомого ему занятия (но полезного с вашей точки зрения), предложите "пробный урок". Например, вы хотите улучшить его координацию. Приведете ребенка в студию бальных танцев, посмотрите вместе с ним, как проходит занятие, а потом предложите попробовать заниматься. Если ему совсем это не интересно, он категорически откажется осваивать бальные танцы. Что ж, значит, "не его". Но, чтобы понять, надо попробовать.
  4. Нереализованные желания пап и мам. Советы надо раздавать осторожно. Мы все осознанно или неосознанно хотим, чтобы ребенок был похож на нас самих, но не "настоящих", а таких, какими мы мечтали стать. Частенько родители делают все, чтобы в сыне или дочери воплотились их мечты стать хоккеистом или балериной, для чего настойчиво пытаются пробудить у ребенка желание заниматься каким-либо видом деятельности на свое усмотрение. Тут надо понимать, что не всегда мечты детей и родителей совпадают, а. посещение секции или кружка только по настоянию взрослых не всегда дает положительные результаты.
    Например, психологи обнаружили, что основным фактором, определяющим степень развития у детей увлечения музыкой, оказалось предоставление родителями свободы в составлении собственного расписания занятий. Родители, желающие пробудить в своих детях страсть к музыке, спорту или другим увлечениям, должны следовать одному простому правилу: не оказывайте на чадо давление! У ребенка должно быть ощущение того, что он действует, основываясь на своих ценностях и желаниях.

Подумайте, что в собственной мечте может привлечь ребенка. Предположим, вы заядлый шахматист, мечтающий заразить дочь шахматами, но она, к вашему сожалению, равнодушно смотрит на клетчатую доску и целыми днями рисует принцев и принцесс. Предложите ей раскрасить шахматные фигуры, а заодно познакомьте ее с тем, как какая фигура ходит. Ничего не получается? Не давите. Возможно, все еще впереди.

7 проблем — одно решение: уважение к выбору ребенка

Понятно, что любимое времяпрепровождение ребенка часто не совпадает с родительским и даже с представлениями пап и мам о том, каким оно должно быть. Что же делать, если...

Проблема 1. Ничем не интересуется

Решение. Расширяем кругозор. Помогут музеи, экскурсии, театры, книги, журналы. Можно побывать в мастерской художника, в автомастерской или на реставрационных работах в музее. Полезны встречи с интересными людьми: если есть возможность, познакомьте сына или дочь с профессионалами — наверняка среди друзей найдутся художник, скульптор, архитектор, врач или ученый. Пусть ребенок поймет, насколько велик мир увлечений и подберет себе занятие по душе.

Или же сами заинтересуйтесь каким-либо занятием, доселе чаду неизвестным: оригами, сборкой моделей, танцами, пением, конным спортом. На праздники и просто так выбирайте для ребенка подарки, которые могут стать основой будущего увлечения, — то, что стимулирует воображение, фантазию или же желание освоить новые навыки (различные инструменты, наборы для ручной работы, фотоаппарат или микроскоп). Чем ярче и разнообразнее жизнь, тем больше вероятности, что ребенок найдет свое увлечение.

Проблема 2. Так увлечен, что забывает об учебе

Решение. Не исключено, что такое сильное увлечение станет основой для выбора будущей профессии. Убедите ребенка, что школьные знания помогут ему стать настоящим профессионалом. Например, будущему модельеру нужно создавать выкройки — для этого надо хорошо владеть основами геометрии и навыками черчения, знать историю и этнографию.

Хорошо, когда у ребенка перед глазами есть пример широкого круга интересов родителей. Имея богатый выбор различных времяпрепровождений, легче определиться. В ином случае значимость одного конкретного увлечения сильно вырастает.

Проблема 3. Меняем как перчатки

Решение. Смириться с такой чехардой интересов. Конечно, для взрослых хлопотно, когда хобби и увлечения детей меняются очень часто. Но ведь дети с рано выраженным увлечением встречаются довольно-таки редко. "Среднестатические" ребята находятся в постоянном поиске. Давление и упреки в легкомыслии не сделают ребенка более серьезным и целеустремленным. В конце концов, главное — чтобы увлечения делали его сегодняшнюю и будущую жизнь интереснее и богаче. Дайте возможность перепробовать все хобби и увлечения, к которым он стремится.

И на всякий случай уточните, что именно не устраивает ребенка в "брошенном" увлечении. Причины могут быть самыми разными, например, не сложились отношения с руководителем. Возможно, ситуацию можно поправить.

Проблема 4. Весь мир сводится к компьютеру

Решение. Компьютерные игры тоже могут быть хобби: главное, чтобы это не превратилось в манию. Владение компьютером может стать основой и для других хобби — например, увлечения фотографией, дизайнерским искусством, программированием. Одновременно хорошо бы придумать какое-то дело, связанное с движением, и условиться уделять ему заданное количество минут в день. Не обязательно при этом отдавать ребенка в "серьезный" спорт — достаточно просто физкультурного занятия для общего развития: даже "тюфяки" с удовольствием играют в футбол вместе с папой или плещутся в бассейне.


Проблема 5. Хобби не соответствует полу

Решение. Многие родители опасаются "немужских" увлечений своих сыновей: их настораживают такие хобби мальчиков, как цветоводство, вышивка или вязание. Или, напротив, семья выступает против дочкиных занятий картингом или карате. Оснований для волнений нет: половая ориентация никак от хобби не зависит, а гендерные роли постоянно меняются. Будет полезно познакомить ребенка и с иными, более "потходящими" ему увлечениями. Чем больше вы создаете познавательных моментов, тем более велика вероятность, что в какой-то из них ребенок обнаружит свой интерес в данной области. Главное — не запрещать и не подшучивать. Помочь советом вовсе не означает навязать собственные представления о жизни. Позвольте ребенку быть самим собой: "Да, вот, я такой человек, каким я являюсь, я бы хотел шить мягкие игрушки, а не играть в хоккей. И это мой выбор".

Проблема 6. Одержим коллекционированием

Решение. Страсть к коллекционированию может сочетаться с познавательной потребностью, со склонностью к накоплению материальных благ (коллекционирование старинных монет, дорогих камней) и даже с желанием следовать подростковой моде (собирание кукол Винкс, наклеек) и т.д. В любом случае благодаря коллекционированию чадо воспитывает в себе такие качества, как аккуратность, ответственность, целеустремленность, упорство, коммуникабельность. Коллекционирование вырабатывает также умение делать выбор. Отмечено, что многие великие люди имели свои пристрастия к собирательству.

В три года ребенок преодолевает своеобразный психологический рубеж: покидает ясельный возраст и становится дошкольником. У него появляется уверенность в себе и своих силах, проявляется настойчивость, сообразительность, упрямство. Он многое умеет: знает несколько небольших стишков, пересказывает простые сказки, разговаривает как простыми, так и сложными предложениями, знает свое имя и фамилию, домашний адрес, последовательно называет части суток и времена года, различает левую и правую руку. В речи правильно использует местоимения и предлоги.

Он быстро собирает несложные картинки, пирамидку. Знает 5-6 цветов, основные части тела, различает 2-3 цветка, дерева, обобщает группы предметов – посуду, мебель, одежду. Находит как похожие, так и отличные друг от друга предметы.

Уход за ребенком в 3 года

Малыш активно двигается по всей квартире, играя, проводит много времени на полу. Поэтому, необходимо проводить ежедневную влажную уборку и тщательно проветривать комнату. У ребенка закрепляются как приобретенные ранее навыки гигиены – мытье рук, причесывание волос, так и прививаются новые. В кармашке у малыша обязательно должен лежать носовой платок, чтобы по необходимости, он мог им воспользоваться.

Его одежда должна быть чистой и выглаженной. Если ребенок испачкался, его необходимо сразу переодеть. Он должен знать, что нельзя ходить в запачканной одежде, так он привыкнет быть аккуратным. Для детей желательно приобретать одежду только из натуральных тканей. Особенно, которая контактирует с телом, чтобы она не вызвала натертостей и раздражения. Дома ребенка следует одевать в мягкую, удобную одежду из фланели или трикотажа.

В три года можно показать малышу, как пользоваться зубной щеткой, в каком направлении ею водить по зубам. На щетку необязательно наносить пасту, т.к. еще не все дети научились правильно полоскать рот. Достаточно того, чтобы ребенок просто понял, что зубы требуют очищения утром и вечером. Пусть у него выработается ежедневный ритуал.

Питание ребенка в 3 года

С трех лет малышу можно употреблять практически все продукты, за исключением сильно жирных и острых. С этого времени ребенок постепенно переходит за общий стол, для него все реже готовят еду отдельно. Чтобы разнообразить меню, ему можно в небольших количествах давать мясные, овощные, рыбные консервы, копчености, солености, орехи и семечки.

Вязкие и жидкие каши заменяются более сухими и рассыпчатыми. Для чего на две части воды кладут одну часть крупы. Чтобы каша получилась особенно вкусной, ее обязательно сдабривают кусочком сливочного масла. Ребенок должен обязательно получать необходимое количество не только углеводов, белков и жиров, но и витаминов. Летом ему ежедневно нужно делать салаты из сырых овощей – моркови, капусты, огурцов, редьки, помидоров. Салаты заправляют сметаной или маслом и посыпают зеленью- петрушкой, сельдереем, укропом, зеленым луком.

В жаркое время горячие мясные первые блюда нужно чередовать с холодными вегетарианскими – окрошкой, свекольником. Которые заправляют хлебным квасом, кефиром, молочной сывороткой. Для перекусов, вместо печенья и сладостей, можно сделать полезные бутерброды: ломтик черного хлеба смазать растительным маслом, немного присолить и посыпать мелко порезанным зеленым или репчатым луком. Или кусочек черного хлеба смазать сладкой сырковой массой или толстым слоем обычного творога, посыпанного сахаром.

Из горячих напитков можно предложить малышу черный или зеленый чай. Натуральный кофе вводить еще рано, его заменяют кофейным напитком, сваренным на молоке. Не более двух раз в неделю малышу дают какао с молоком.

Режим дня ребенка в 3 года

Режим дня ребенка – это расписание действий — кормление, игра, прогулка, сон, которые чередуются в определенном порядке и через определенный промежуток времени. Установленный распорядок помогает малышу чувствовать себя комфортно в течение всего дня. Его организм, настроенный на слаженный ритм, будет сам требовать приема пищи или отдыха в одно время. Ребенка не нужно будет подолгу укладывать спать или заставлять поесть. Хорошо отдохнувший и сытый, малыш всегда будет находиться в хорошем расположении духа. Будет активным, любознательным, энергичным. Чтобы не сбить ритм, отклонения от установленного в распорядке дня времени, не должны превышать 30 минут.

Потребность в пребывании на свежем воздухе составляет примерно 4 часа. Это время разбивают на две-три прогулки. Не стоит пропускать выход на свежий воздух, если на улице дождь. Достаточно надеть резиновые сапожки, дождевик и взять зонтик.

Игры и развлечения в три года уже не обязательно проходят под руководством взрослого. Ребенок может сам себя занять, собирая конструктор, мозаику, рисуя, или играя. Так малыш проявляет самостоятельность, а у мамы появляется еще немного свободного времени. Конечно, необходимо обязательно контролировать ребенка, периодически заходя в комнату и проверяя, чем он занимается.

Приемы пищи всегда должны проходить в одно время, промежуток между которыми составляет около четырех часов. В три года ребенок уже знает, что нужно обязательно помыть ручки перед едой. Можно его привлечь к помощи, чтобы накрыть стол. Пусть разложит ложки, вилки, хлеб, салфетки.

Занятия с ребенком в 3 года (как развивать)

Чтобы ребенок развивался разнопланово, необходима помощь взрослых. Поэтому если малыш не посещает детский сад, с ним нужно заниматься дома. В первую очередь необходимо обратить внимание на развитие речи. Гуляя, показывайте и говорите как называются породы разных деревьев, обращайте внимании какой формы у них листья, как называются части дерева. Мальчикам можно показывать и называть марки и цвет проезжающих машин. Рассказать из каких частей они состоят. Задавайте ребенку вопросы, побуждайте к общению, придумывайте вместе рифмы к словам.

Немаловажно развивать крупную и мелкую моторику. Для крупной моторики полезны игры с кеглями или мячом – подбрасывание его, перекидывание, кидание в цель. Для развития мелкой моторики нужно лепить из мягкого пластилина, соленого теста, перебирать крупу, фасоль, сортировать пуговицы или бусины по цвету и форме, рисовать прямые линии, кругляши, овалы. Очень полезны пальчиковые игры, когда взрослый читает стихи (например, «Идем в гости», «Пирожки», «Овощи»), а малыши по ходу стучат кулачками по столу, хлопают в ладоши, вытягивают ручки, играют пальчиками.

Можно знакомить ребенка со счетом, вычитание и сложением. Вначале начинают с простого: объясняют, что означает понятие «один», что такое «много» или «мало». Рассказывают, какой формы бывают предметы – круглой, квадратной, прямоугольной. Показывают примеры из жизни – колесо круглое, табурет – квадратный и т.д. Вскоре ребенок сам будет находить предметы нужной формы.

Игры и игрушки для детей в 3 года

Дети любого возраста любят игры с мячом. В арсенале лучше иметь несколько мячей разных диаметров. Можно поиграть с ребенком, поочередно ударяя мяч ногой или перекидывая его из рук в руки. Чтобы тренировать координацию движения, начинают с самого большого мяча, постепенно переходя на мячи маленьких размеров. Ребенку будет интересно, если к игре подключатся и другие дети со двора. Вместе они смогут поиграть не только в мяч, но и прятки или догонялки.

Современные мультики по телевизору или DVD, это конечно хорошо. Но будет еще лучше, если у вас сохранились старые диафильмы и проектор. Дети очень любят смотреть такие домашние мультфильмы на стене или белой простыне. Есть в этом процессе некая доля таинственности и загадочности. Тем более старые советские мультфильмы интересные и очень добрые. Ребенку важно, что рядом находятся мама или папа, которые в этот момент похожи на добрых волшебников.

В три года у детей довольно много игрушек. Это и куклы и машинки и набор «больнички» или юного парикмахера. Можно подсказать им, как в игре распределить роли. Например, врач-пациент, парикмахер-клиент, таксист-пассажир. Ребенок сможет себя попробовать в разных профессиях, приобретет в этих играх разнообразные навыки.

У трехлетнего ребенка обязательно должны быть головоломки и прочие развивающие игрушки – конструкторы, калейдоскопы, мозаики, кубики. С их помощью легко и непринужденно развивается логика, фантазия, пространственное и творческое мышление.

Медицинское наблюдение в 3 года

Если ребенок не имеет проблем со здоровьем, то его визиты к докторам ограничиваются профилактическим осмотром перед прививками. Если малыш готовится к поступлению в детский сад, ему будет необходимо пройти углубленное медицинское обследование. Его осматривают отоларинголог, окулист, невролог, хирург-ортопед, дерматолог и стоматолог. По показаниям добавляются кардиолог, эндокринолог, психиатр, фтизиатр и прочие специалисты. В детском саду с ребенком дополнительно пообщаются психолог или педагог. В три годика ребенка обязательно показывают логопеду. Если у малыша проблемы с речью, чистотой произношения или он не разговаривает, врач назначит ему индивидуальные занятия. Не стоит их игнорировать, буквально через два-три месяца вы заметите существенные сдвиги. Возможно вашему ребенку посоветуют посещать специальный детский сад с логопедическим уклоном, где с детьми занимаются более углубленно. Это не приговор, не нужно этого стесняться или бояться. Чем раньше с ребенком начнут заниматься, тем более существенных и быстрых результатов можно достичь. Исправлять дефекты речи в 3 годика намного легче, чем в 7, когда он пойдет в школу.

В три года дети очень любознательны, их интересует буквально все. Не потушите эту искорку, обязательно поддерживайте любознательность и направляйте в нужное русло, расширяйте его кругозор. Не отмахивайтесь от него, разговаривайте с ним, отвечайте на вопросы, учите новые стихи, буквы, слоги, цифры. Иначе его интерес угаснет, который будет очень трудно затем возобновить. Если у ребенка есть желание, можно познакомить его с навыками чтения или счета, попробовать изучать иностранные слова.

Продолжайте развивать речь ребенка. Общайтесь с ним, обсуждайте прочитанные книжки, просмотренные мультфильмы. Пусть малыш учится логично рассуждать. Правда некоторым детям это делать трудно, т.к. у них небогатый словарный запас. Помогите ему, читайте книги, заучивайте стихотворения. Общаясь с ним, не сюсюкайте, а разговаривайте как с большим. Ребенок должен понимать, что он уже не малыш. Объясняйте ему, что он большой, и при спорных ситуациях должен не плакать и не капризничать, а быть готовым к компромиссам.

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 11.12.2018

Возраст 3-х лет характеризуется высокой познавательной активностью ребенка, стремлением изучать предметы и их свойства. Дети уже многое умеют делать и стремятся к самостоятельности. Формируется связная речь и логическое мышление. Внимание становится более устойчивым, повышается способность ребенка концентрироваться на одном занятии. Дети подолгу и увлеченно играют в любимые игры, рассматривают картинки и интересуются всем, что происходит вокруг.


Физическое развитие

В 3 года у ребенка уже хорошо развиты двигательные навыки и координация движений. Малыши хорошо бегают, прыгают, танцуют. Могут одновременно совершать разные движения руками и ногами, например, хлопать в ладошки и топать ножками. Хорошо кидают и ловят мяч, катаются на трехколесном велосипеде и самокате, умеют ходить на цыпочках и перепрыгивать через небольшое препятствие.

Упражнения и игры

Очень полезны для малышей 3-х лет игры, развивающие гибкость, ловкость, координацию движений, силу. Это могут быть:

  • игры с мячом;
  • катание на велосипеде и самокате;
  • танцы.

Практически все дети с раннего детства любят танцевать. Танец – это отличное средство физического развития ребенка. Увлекательное, веселое занятие, которое способствует формированию правильной походки и осанки, координации движений, чувства ритма и эстетического вкуса, поднимает настроение и приносит малышам массу положительных эмоций.

Маленьким детям понравится игра «Попади в корзинку». Для нее вам понадобятся несколько небольших мячиков и крупная корзина. Вместо корзины можно использовать таз или коробку. Цель игры – забросить мячик в корзину. В начале игры расстояние между ребенком и корзиной должно быть небольшим – не более 60-ти см, постепенно расстояние можно увеличивать.

Практическое развитие

Целью практического развития ребенка является обучение его бытовым навыкам и приучение к самостоятельности. Это особенно важно для детей, которые начинают посещать детский сад. К возрасту 3-х лет большинство малышей уже умеют аккуратно кушать ложкой, мыть руки после прогулок и перед едой, чистят зубки и умываются, пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться, убирают за собой игрушки.

Для развития практических навыков можно с раннего возраста вовлекать ребенка в повседневные домашние дела – вместе поливать цветы, подметать пол, заправлять кровать и т.д. Это поможет ребенку почувствовать себя значимым и самостоятельным.

Игры и упражнения

  • Домашний огород. Вместе с ребенком устройте у себя на подоконнике или на балконе маленький огород – посадите лук или комнатные декоративные растения, наблюдайте за их ростом и развивайте у ребенка привычку заботиться о них.
  • Мытье посуды. Можете доверить крохе помыть пластиковую чашечку или тарелку. Для начала покажите, как это делается, а в процессе подсказывайте и направляйте. Обязательно похвалите малыша за проделанную работу.

Социальное развитие

В возрасте трех лет у ребенка возрастает потребность в общении и совместных играх с другими детьми. Ребята учатся взаимодействовать, дружить. Большое значение в этот период имеют ролевые игры, в процессе которых малыши примеряют на себя разные роли, учатся делиться игрушками, договариваться и сотрудничать. Задача родителей помогать малышу решать спорные вопросы и учить вежливому общению.

Речевое развитие

К возрасту 3-х лет словарный запас детей составляет около 1000 слов, преобладающими из них являются глаголы и существительные. Начинают появляться прилагательные, числительные, местоимения (он, она, мы). Если раньше ребенок использовал в речи преимущественно качественные прилагательные (теплый, мягкий, синий), то теперь появляются и притяжательные, такие как тетина, дядина, кошкин. Речь становится связной, грамматически правильной и эмоционально окрашенной. Предложения состоят из 3-4 слов.

Развитие речи детей 3-х лет должно быть направлено на формирование звуковой культуры речи, ее правильной грамматической и лексической структуры.

Игры и упражнения

  • назови признаки предмета – мяч круглый, зеленый, большой;
  • подбери действие к предметам – машинка едет, зайчик прыгает, корабль плывет;
  • рассмотри картинку и составь небольшой рассказ о том, что на ней изображено (с помощью взрослого).

Дети в возрасте 3-х лет еще не могут связывать предложения в текст, поэтому начало фразы и связки между предложениями говорит взрослый, а окончание договаривает ребенок. В повседневном общении с ребенком старайтесь больше рассказывать ему обо всем, что вас окружает, обращать внимание на мелкие детали. Учите малыша правильно употреблять различные предлоги (в, на, из) и правильные окончания в словах, рассматривайте картинки в книжках, комментируйте все, что видите и спрашивайте ребенка о том, что видит он. Играйте в сюжетно-ролевые игры разной тематики – в магазин, школу, парикмахерскую, ремонтную мастерскую. Развивайте диалоговую речь. Уделяйте внимание мелкой моторике – она тесно связана с развитием речи.

Занятия, направленные на развитие речи ребенка в 3 года, должны проходить исключительно в игровой форме, быть увлекательными и интересными.

Математическое развитие

В 3 года дети знакомятся с цифрами, фигурами, понятием величины и количества. Многие из детей уже умеют считать до 5, различают понятия «один» и «много», «большой» и «маленький». В данный период для ребенка важно усвоить образ количества и соответствующую ему цифру.

Игры и упражнения

  • найди на рисунке самый маленький и самый большой предмет;
  • посчитай количество предметов и найди соответствующую ему цифру;
  • посчитай только мячики или цветочки;
  • определи на картинке круг, треугольник и квадрат;
  • сравни предметы по размеру, форме и цвету.

Для игр можно использовать счетные палочки, карточки с изображением цифр, вкладыши в форме различных геометрических фигур, сортеры, кубики. Знакомить ребенка 3-х лет с понятием количества можно и в повседневной жизни – считать вместе яблоки, конфеты, кубики, карандаши и т.д. Так процесс освоения элементарных математических понятий и действий будет проходить естественно и непринужденно.

Окружающий мир

В 3 года дети знают некоторых домашних и диких животных и звуки, которые они издают, могут назвать несколько насекомых, птиц и рыб. Знают и умеют определять время суток, знакомы с явлениями природы.

Игры и упражнения

  • спросите, какая погода за окном – дождь, снег, солнце и т.д.;
  • попросите из предложенных предметов выбрать фрукты или овощи;
  • рассматривайте вместе с ребенком картинки с различными цветами, деревьями, ягодами;
  • рассказывайте малышу, из какого материала сделан тот или иной предмет – банка из стекла – стеклянная; кубик из дерева – деревянный; мяч из резины – резиновый;
  • с помощью игрушек или карточек изучайте виды транспорта – машины, автобусы, трамваи и т.д.

Расширять знания ребенка об окружающем мире можно дома, на прогулке и в поездках. Гуляя в парке, рассказывайте малышу о деревьях и цветах, об их строении – показывайте и называйте ветки, ствол, листья у дерева, стебель, лепестки, листочки – у цветов. Больше общайтесь с малышом, старайтесь понятным языком отвечать на все интересующие его вопросы или ищите ответы вместе с ним.

Для занятий можно использовать муляжи фруктов, овощей, ягод и других продуктов. Такие игрушки позволяют ребенку лучше понять форму, фактуру и размеры настоящих овощей или фруктов, особенно, если какие-то из них малыш видел только на картинках. Для знакомства с фауной можно использовать фигурки домашних и диких животных и их детенышей. Полезными будут плакаты с разными птицами, рыбами, насекомыми, растениями.

Творческое развитие

Творческие занятия очень полезны для детей раннего возраста. Они развивают художественный вкус, воображение и фантазию, играют важную роль в развитии мелкой моторики и усидчивости. В возрасте 3-х лет дети с удовольствием рисуют карандашами и красками, лепят из пластилина и вместе с родителями делают поделки и аппликации. Могут нарисовать солнышко, облачко, человека, а также простые геометрические фигуры. Рисуя, малыш знакомится с цветами и формой, осваивает различные техники и материалы.

Игры и упражнения

  • лепка
  • рисование – раскрашивание крупных рисунков, рисование по точкам
  • пазлы и разрезные картинки с крупными фрагментами
  • аппликация
  • поделки с использованием природных материалов

В возрасте 3-х лет малыши пока не очень хорошо контролируют силу нажима, поэтому рисование кисточкой может вызвать у некоторых детей определенные трудности. В таких случаях для занятий можно использовать специальные пальчиковые краски.

Авторские методики раннего развития детей

  • методика Марии Монтессори
  • методика Гленна Домана
  • программа Никитиных

Методика Монтессори

Основными принципами системы Монтессори являются свобода и самостоятельность ребенка в определенных границах, естественное психическое, физическое и социальное развитие ребенка.

Ключевые характеристики методики:

  • занятия и игры проходят в разделенном на несколько тематических зон пространстве;
  • группы включают детей разного возраста;
  • ребенок сам определяет, чем он хочет заниматься.

При этом детей приучают к соблюдению определенных правил:

  1. Все, что малыш в состоянии сделать сам, он делает без помощи взрослого.
  2. В комнате для занятий дети должны вести себя тихо, не мешать другим малышам играть и заниматься.
  3. Кто первый взял ту или игрушку, тот и играет с ней. Так в ребенке воспитывается понимание своих и чужих границ.
  4. Игрушки и различные письменные принадлежности, которые использовались в занятиях, ребенок обязан привести в изначальный вид – все помыть и сложить. Таким образом формируется уважение к другим людям.

Правила помогают детям чувствовать себя более уверенно, вносят стабильность в распорядок дня и воспитывают в ребенке уважение к другим малышам и взрослым.

Методика Гленна Домана

Данная программа рассчитана на малышей с самого раннего возраста. Ее суть заключается в том, что ребенку показывают карточку с каким-либо словом и соответствующим ему изображением. Изначально методика была предназначена только для детей с задержкой психического развития, однако вскоре приобрела более широкую популярность.

Обучение проходит в игровой форме и длится около 5 секунд. Занятия проводят ежедневно, 3 раза в день. Обязательным условием является хорошее настроение ребенка и родителя (либо другого близкого человека, который занимается обучением). Показывать карточку следует не дольше 3 секунд, чтобы ребенок не потерял интерес к игре. Одну и ту же карточку рекомендуется демонстрировать не более 3-х раз в день. В конце занятия обязательно похвалите малыша за проделанную работу.

Для ребенка это должна быть именно игра, а не занятие, поэтому если вы видите, что интерес потерян, не настаивайте и не принуждайте ребенка, уберите карточки и переключитесь на другую деятельность.

Помимо занятий с карточками, методика Домана включает большой набор физических упражнений, которые также необходимо регулярно выполнять, так как интеллектуальное развитие ребенка тесно связано с его физическим развитием.

Программа Никитиных

Основные принципы системы:

  • свобода выбора занятий;
  • интерес к занятиям и увлечением ребенка, вовлеченность родителя в жизнь ребенка;
  • совместная деятельность;
  • насыщенная обучающими материалами обстановка.

Одним из основных стимулов полноценного раннего развития детей авторы методики считают создание условий для развития их способностей, соответствующих их потребностям и возможностям, но рассчитанные на более старший возраст. Например, ребенок только научился говорить, а среди его игрушек уже есть кубики с буквами и цифрами или азбука. Авторы методики считают, что окружив ребенка игрушками и учебными пособиями, опережающими его развитие, вы стимулируете его познавательную и исследовательскую активность.

В 3 года малыши очень любознательны, они интересуются практическим всем, что происходит вокруг, пытаются понять причины различных явлений и событий. Задача родителей – поддерживать познавательную активность ребенка, развивать интеллектуальные способности и речь. Наилучший способ для этого – активное общение с ребенком в повседневной жизни и вовлеченность в его интересы.

Читайте далее:

Ребенок в возрасте 3-4 лет становится очень активным. Многие мамочки мучаются вопросом: «Чем занять своего ребенка?». Ведь малыш должен проводить время с пользой. В этом возрасте детей надо развивать, прививать им навыки общения.

Конечно, детки все разные по характеру и темпераменту. Кто-то в возрасте 3-4 лет может целый день играть одной , а кому-то необходимо разнообразие в деятельности.

Обратите внимание! Занимая дома ребенка 3-4 лет каким-либо делом, будьте обязательно рядом. Малышей в этом возрасте нельзя оставлять без присмотра. Будьте поблизости, организуйте свои дела так, чтобы между Вами и ребенком было небольшое расстояние.

Какие особенности данной возрастной группы надо учитывать

3-4 года – это период, когда малыш начинает осознавать себя. У него становится более совершенной система координации движений, двигаться он начинает более плавно.

У детей проявляются музыкальные способности, им нравится танцевать и петь.

Малыши уже могут играть в компании, сами себя занимают играми, у них проявляется интерес к конструированию, словарный запас стремительно растет. Ребенок начинает употреблять слова, которые услышал от взрослых, обороты речи становятся сложнее, он начинает высказывать свое мнение.


Дети в 3-4 года уже играют со сверстниками

В этот период формируются взаимоотношения с ровесниками, взрослыми. Он становится участником совместных игр, начинает воспринимать правила поведения в играх.

У детей в этом возрасте возникает много вопросов, они нарабатывают жизненный опыт. Информация, которую может впитывать ребенок в этот период – просто колоссальна по своим объемам.

И, конечно, задача родителей и педагогов, подобрать такие развивающие игры, которые бы помогали формированию личности и навыков ребенка, как в детском учреждении, так и дома.

Возраст 3-4 лет — это прекрасное время для того, чтобы развивать творческие способности детей. Можно лепить из пластилина или соленого теста. Для ребенка в возрасте 3-4 лет интересны занятия рисованием. Юные художники с одинаковым удовольствием рисуют карандашами и малюют красками, нравятся им фломастеры и цветные мелки.


Игры на развитие моторики рук и фантазию

Обратите внимание! Сами рисовать в этом возрасте дети не могут, а вот раскрашивать им по душе и по силам. В продаже есть специальные книги для раскрашивания, можно распечатать раскраски и из интернета.

Родителям художников надо быть внимательными, потому, что в возрасте 3-4 лет рисовать дети любят не только на бумаге. Нравятся им стены и двери. Интересным вариантом могут быть доски для рисования. Такую доску удобно установить дома – места она занимает мало.


Отличная идея — мозаика — игра для творчества

В этом возрасте занять детей можно конструкторами. Для 3-4 лет подойдут конструкторы из пластмассовых деталей. Особенно интересуют детей башни и домики, которые они с удовольствием строят. Дома можно позволить детям создавать домики и из подручных материалов – подушек, стульев, пледов.

В период, когда ребенок достигает 3-4 лет, родители начинают задумываться о дополнительном развивающем обучении.

Мамы и папы подбирают для своей крохи , кружки или секции. Детей водят на плавание, гимнастику. Если начать занятия по изучению иностранного языка, то результат будет очень хорошим.

Но заниматься с детьми можно и вне дома. Ребенку 3-4 лет полезно пребывание на воздухе.


Игры в песочнице любят все дети

Занятия на улице разнообразны. Детей такого возраста привлекает песочница, где они с удовольствием играют, строят. Игровая площадка – это место, где ребенок сможет поиграть и отдохнуть с комфортом.

Мелкая моторика: малыши 3-4 лет с удовольствием выкладывают мозаичные узоры, рассматривают картинки в книгах. Интересуют их движущиеся игрушки.

Какие виды занятий можно использовать дома

Дома ребенка можно занять следующим:


Практически все предложенные варианты – развивающие: малыши не только заняты увлекательным и полезным делом.

Если мама что-то готовит из теста, то дайте ребенку кусочек – пусть он внесет свой вклад.

Есть еще интересное занятие: возьмите крупную фасоль, макароны и немного гороха, смещайте и поручите ребенку разобрать в три емкости. Обыграйте, как необходимую помощь вам по дому. Обязательно похвалите.

Вообще, кухня притягивает и девочек, и мальчиков – фантазируйте, и у вас маленький помощник с удовольствием будет выполнять задания.


Дети на кухне с удовольствием будут помогать

Чем занять малыша вне дома

Часто, находясь вне дома, малыши 3-4 лет мучаются от того, что не знают чем заняться.

В летнее время детей 3-4 лет привлекает песочница. Все с песком – развивающие. Строя разные фигурки, прорывая канавки, кроха через руки познает формы и объемы. Воздействие через руки оказывает благотворное влияние на речевую активность. На песке играть интересно и очень удобно:

  • из влажного песка можно «налепить» много фигурок при помощи формочек. К примеру, предложите ребенку создать песочный парк или приготовить пирожки для кукольного обеда;
  • на ровной поверхности можно «нарисовать» картину из песка.

Расставьте на поляне пластмассовые кегли или бутылки, пусть ребенок учиться «водить» мяч между ними.


Отличная идея для дачи — самодельные дорожки

На детских площадках есть мини-кольцо, дайте мяч и предложите забросить его в корзину, причем, с разного расстояния.

Дайте ребенку цветные мелки – пусть рисует на асфальте. Покажите, как нарисовать клетки – прыгать по ним малыш будет с удовольствием.

Чем занять малыша на даче

На даче в летнее время занять малыша просто:


Чем занять малыша в парке

В осеннем парке предложите малышу собрать коллекцию осенних листьев. Перед прогулкой подготовьте пакетик или коробку, куда он будет складывать свои сокровища.

Еще один вариант подвижной игры – это предложить малышу пробежки, например, до зеленой скамейки, до большого камня, до рябины и т.д

Как можно поиграть с малышом в зимнем парке?


Чем увлечь ребенка 3-4 лет в дороге

Бывает, что семья с ребенком такого возраста должна отправиться в поездку. Непоседливым малышам в транспорте трудно усидеть спокойно. Чем его отвлечь?

  • В машине можно поиграть так: кто первый увидит машину, например, красного цвета или синюю крышу.
  • Можно просто попросить называть те предметы, которые он видит.
  • Предложите малышу наблюдение за облаками – на что они похожи, как изменяются.
  • Подготовьте коробочку с мелкими игрушками, пусть он их разбирает и играет. Попросите рассказать о каждой.
  • Поиграйте в «да-нет». Например, котенок гавкает? Ребенок отвечает: «нет».
  • Почитайте в дороге стихи, вспомните песенки для детей.

Игры в дорогу можно купить комплектом

В поезд можно смело брать фломастеры и альбомы – пусть ребенок нарисует то, что видит в окно или изобразит поезд. Дайте ребенку влажную салфетку – пусть протрет стол и двери.

В самолете надо дать ребенку осмотреться. Места для детей лучше выбирать у прохода. Так будет место, чтобы встать в случае необходимости. Покажите ему подушку, ремни, иллюминатор, складной столик.

Можно занять малыша магнитными пазлами – они предназначены специально для поездок – не рассыплются. Посмотрите в детских магазинах игры в дорогу – это карточки и специальные задания.


Что должны знать родители малыша 3-4 лет

  • Для малыша в этом возрасте покой — это возможность двигаться, быть активным.
  • Конечно, занятия и задания надо постепенно усложнять, но все же к занятиям простого типа надо тоже возвращаться. К примеру, если ребенок болеет, у него плохое самочувствие, то сложные задания придумывать для него не надо.
  • Учтите, что ребенок в этот период жизни наделяет сознанием неживые предметы.
  • У ребенка формируется понимание мира, поэтому старайтесь, чтобы основополагающие понятия сформировались правильно.
  • Не торопите малыша – он все постепенно поймет и усвоит.

Игры с крупами развивают фантазию

Ребенку нужна любовь, терпение родителей и их внимание. Тогда любое задание он выполнит с удовольствием.