Ребенок разговаривает в 1 год. Ребенок в год не говорит. Какие методики помогут малышу быстрее заговорить

Одним из главных факторов полноценного развития ребенка является речь. Благодаря этому навыку формируются все основные психические процессы: внимание, память, мышление.

Становление и активное развитие речевых навыков происходит в первые три года жизни. Если темп освоения языка замедляется или останавливается, то в логопедии это называется задержкой речевого развития (ЗРР). Дети с ЗРР в будущем испытывают большие трудности при обучении письму и чтению.

Что делать, если ваш ребенок не разговаривает? Как вовремя распознать ЗРР? Каковы причины этой патологии? Рассмотрим эти вопросы более подробно.

Нормы развития речи

В науке выделяется три этапа развития детской речи. В норме ребенок должен пройти их все:

  1. Доречевой этап. Возникает в первые месяцы жизни и длится до одного года. Формирование речи начинается с произношения определенных звуков, которые называются младенческим лепетом и гулениями.
  2. Дограмматический этап длится до двух лет. В это время закладываются основы словообразования.
  3. Грамматический этап начинается в три года. Ребенок учится говорить правильно, учитывая окончания, запоминает порядок слов в предложениях.

Возраст

Что должен уметь произносить ребенок

1-й месяц

Формирование речевых зон тесно связано со слухом. На 14-15-й дни малыш должен реагировать на внешние звуки, особенное оживление вызывает голос мамы. Чуть позже он способен различать интонацию. На грубый, резкий голос он начинает кукситься, а на спокойное, ласковое обращение улыбается. Единственным способом общения на этом этапе является крик.

К концу первого месяца ребенок успокаивается под мелодичный напев. Здесь нужно и важно петь колыбельные.

2-4-й месяцы

Услышать гуления можно на 2-м месяце. Сначала ребенок начинает агукать. Чуть позже он уже может протягивать несколько гласных звуков - получается свирель. Лепет появляется ближе к 4-му месяцу. Важно, что агуканье наблюдается даже у частично или полностью глухих малышей.

5-6-й месяцы

Ребенок внимательно наблюдает за движениями губ взрослых, пытается подражать. Многократные попытки закрепляют двигательный навык губами. К полугоду малыш говорит слогами короткие слова: ма-ма; ба-ба; тя-тя и т.п.

7-9-й месяцы

Процесс становится осмысленным. Ребенок начинает соотносить слова с окружающими предметами, действиями и явлениями. «Тик-так» означает часы, «бух» - падать. Также активно в лексикон входит слово «дай»! Ребенок запоминает не только новые слова, но и реакцию на них окружающих. Так начинают формироваться временные связи.

10-12-й месяцы

Речь в основном представлена существительными, которые ребенок употребляет только в единственном числе и именительном падеже.

1-1,5 года

В год возникают первые попытки составить короткое предложение в виде просьбы: «Мама, дай-дай!». Ребенок запоминает словесные обозначения частей тела, названия игрушек, имена взрослых. В этот период в речи появляются глаголы в форме повелительного- наклонения: «Иди!»

1,6 -2 года

Активные период развития самостоятельной речи. Ребенка интересует всё, что его окружает. Он постоянно задает вопросы и при этом многократно повторяет ответ, пытаясь заучить его. В этом возрасте он может односложно ответить на общий вопрос, понимает короткие вопросы, которые начинаются со слов «где», «что», «кто».

3 года

Появляется активное и пассивное слушание. Ребенок прислушивается к разговорам взрослых, любит слушать сказки, стихи. Это важный этап для формирования активного словарного запаса.

Важно! До 1,5 лет ребенок имеет пассивный словарь из 30-80 слов. Период резкого скачка в развитии речи происходит в возрасте 1,5-2 лет. В этот период ребенок знает уже около 300 слов. К трем годам количество слов увеличивается в четыре-пять раз.

Причины задержки речевого развития у детей

К постановке диагноза ЗРР могут привести следующие причины:

  1. Родовая травма, которая привела к внутричерепному кровоизлиянию. При этом могут быть травмированы речевые зоны головного мозга, что впоследствии приведет к задержке речи у ребенка.
  2. Инфекционные, вирусные заболевания, перенесенные на сроке от четырех недель до четырех месяцев беременности. Развитие в этот период внутриутробной патологии способно вызвать грубое недоразвитие речи.
  3. Черепно-мозговые травмы, тяжелые заболевания в возрасте до трех лет могут дать осложнения на слух, зрение и речь.
  4. Задержка речевого развития часто связана с педагогической запущенностью или гиперопекой. В первом случае взрослые неохотно поддерживают общение с малышом, все попытки ребенка вступить в активный разговор пресекаются. При чрезмерной опеке все действия и желания ребенка предугадываются наперед. Это лишает малыша стимула к развитию коммуникативных навыков.
  5. Неполноценное речевое окружение, которое представлено глухонемыми родителями, родственниками с дефектами речи. В этом случае ребенок скопирует все недостатки речи у взрослых. К ЗРР приводит и ограничение социальных контактов вследствие болезни.
  6. Патологии в физическом развитии. Недоразвитие речевых зон, апраксия мышц лица, волчья губа, критически малый вес при рождении, незрелость плода при многоплодной беременности.
  7. Наследственность. Если кто-то из родителей имеет тугоухость, то есть риск рождения малыша с такой же патологией.
  8. Психические нарушения. Если к трем годам ребенок плохо разговаривает, то это может быть симптомом аутизма, олигофрении. К отказу от активной речи приводят травмирующие ситуации, длительный стресс, сильный испуг.

Следует знать, что небольшая задержка в развитии речевых навыков может наблюдаться в семье, где родители говорят на разных языках. Для одновременного усвоение двух и более языков в раннем детстве требуется немного больше времени. Обычно к четырем-пяти годам разговорная речь у детей-билингвов достигает нормы.

Признаки задержки речевого развития у детей

Диагноз ЗРР ставится только в раннем дошкольном периоде. Но обычно при своевременном обращении к специалистам этот дефект удается исправить.

Первые тревожные звоночки можно заметить уже на первом году жизни ребенка. Отсутствие эмоционального отклика на игрушки или улыбку взрослого, замедленная реакция на происходящее вокруг могут говорить о неврологических проблемах. В шесть-семь месяцев ребенок способен часами издавать различные звуки, он активно лепечет, а к году пародирует мимику родителей. Если вы не замечаете этого у своего ребенка, то следует проконсультироваться с врачом.

О проблемах в речевом развитии могут говорить еще и следующие признаки:

  • В 1,5 года малыш не откликается на свое имя, не понимает простейших просьб, не говорит «мама», «няня», «папа». Есть трудности с жеванием и проглатыванием твердой пищи.
  • К двум годам ребенок говорит лишь несколько простых слов, не пытается связать их в предложения. Малыш не запоминает новые названия предметов, имена.
  • В 2,5 года активный словарь состоит из 10-20 слов. При этом ребенок не может назвать частей своего тела, не понимает простых вопросов: «Кто это?», «Где мама?», «Как зовут собачку?». Вместо просьб малыш мычит и показывает пальцем.
  • В три года ребенок - редкий молчун или его речь очень неразборчива. Даже близкие люди понимают его с трудом. Малыш не умеет активно слушать, стихи и сказки его утомляют.
  • Растягивание слов, слишком замедленная речь. При этом в семье подобных нарушений ни у кого нет.
  • Общение происходит с помощью зеркальных фраз, которые он слышит от взрослых. Также речь ребенка представлена заученными фразами из мультиков, игр.
  • Независимо от возраста малыш постоянно держит рот чуть приоткрытым. Чрезмерное выделение слюны без челюстных патологий.

Не стоит принимать за ЗРР чрезмерную избирательность малыша в собеседниках. Если вы переживаете, почему ребенок не разговаривает в незнакомом месте, избегает контактов с малознакомыми людьми, включая детей на детской площадке, то обратитесь за консультацией к детскому психологу. Возможно, ребенок смущается или боится быть отвергнутым.

Что делать для речевого развития ребенка

Для полноценного речевого развития крайне важно создать эмоционально благоприятную обстановку. Активно побуждайте ребенка к проговариванию просьб, желаний. Всегда старайтесь слушать внимательно речь малыша, не перебивайте его и не торопите, не поправляйте без надобности, не критикуйте. Всё это будет положительно влиять на формирование речевых навыков.

Как научить ребенка разговаривать, если вы уже заметили отставание в речевой деятельности? Здесь важно уделять больше времени живому разговору, ведь телевизор и радио не дадут эмоционального подкрепления, которое очень важно для мотивации ребенка к разговору.

Однако не проявляйте чрезмерной активности с разговорными просьбами: «Скажи, что это?», «Назови, что ты видишь?». Такой напор родителей зачастую приводит к обратной реакции. У ребенка может сформироваться речевой негативизм, когда малыш молчит, выступая против чрезмерного внешнего давления.

Все выученные слова сначала попадают в пассивный словарь, потом ребенок их начинает использовать в речи. Нужно лишь подтолкнуть ребенка к активной коммуникации.

В этом поможет использование ритмики. Подвижные игры со звуковыми или музыкальными эффектами, настольные групповые игры с живым активным общением позволяют ребенку стать более раскрепощенным, и слова сами будут срываться с губ.

Ежедневно используйте методики для развития и стимулирования мелкой моторики. Центры головного мозга, которые отвечают за движения руки и пальчиков (мелкая ручная моторика), и зоны артикуляции находятся в тесной взаимосвязи. Если вы развиваете руки, речь может «подтянуться» автоматически. Хороший результат дают пальчиковые игры («сорока-белобока»), массаж подушечек пальцев, перебирание крупы, собирание пазлов, шнурование, игра на музыкальном инструменте. Для рисования выбирайте твердые красители - мелки, карандаши. Если малыш предпочитает краски, то вместо кисточки используйте пальчики.

Постоянно говорите с ребенком, проговаривайте все совместные действия, следите за правильностью и четкостью своей речи. Развивайте слух, внимание. Для этого играйте в игры «Узнай, кто говорит», «Сломанный телефон (узнать слово по шепоту)», «Какой инструмент сейчас проиграл?».

Для правильной постановки звуков обязательны занятия с логопедом. Если задержка речевого развития связана с психическими или неврологическими нарушениями, то нужно посетить невролога, дефектолога и психиатра.

Неоказание грамотной поддержки в младшем возрасте может привести к отставанию в умственном развитии, проблемам с адаптацией, замкнутости, инфантилизму, формированию своеобразных черт характера.

При активных занятиях и своевременном лечении ЗРР полностью устраняется до школы. В старшем возрасте никаких отклонений не наблюдается. Самое главное не откладывать обращение к специалистам!

Большинство новоиспеченных мам находятся в постоянных переживаниях о том, когда их дети начнут улыбаться, держать головку, смеяться, переворачиваться, сидеть, ползать, ходить. Обычно, когда ребенку исполняется 1 год, страхи за физическое развитие малыша уже позади. Но начинается новый этап - родители начинают всё внимательнее наблюдать за развитием речи своего малыша. Даже зная, что ребенок никому ничего не должен, зачастую родители сравнивают свое чадо с другими детьми - "А вот у Маши дочка в год говорит уже 20 слов, а наш всё мычит!"

Нормы речевого развития

Существуют нормы физического и психомоторного развития, на которые ориентируются педиатры. Согласно отечественной методике оценки показателей нервно-психического развития, ребенок:

  • в 1-2 месяца может кричать с разной интонацией (крики радости и неудовольствия);
  • в 2-3 месяца агукает и "гулит" - это переход речевого аппарата от крика к лепету;
  • в 5-6 месяцев начинает издавать лепетные звуки, повторяя за мамой, или самостоятельно (ба, бу, па, ма), звуки могут повторяться; в это же время узнает собственное имя, различает добрые и сердитые интонации;
  • в 7-10 месяцев активно лепечет - повторяет за мамой различные звуки и слоги (а-а-а; о-о-о; ка; ма-ма-ма; ба-ба-ба; па-па-па);
  • в 11 месяцев произносит первые слова (мама, папа, баба, кака, ав-ав, дай);
  • к 12 месяцам имеет небольшой набор простых слов. Это могут быть "мама", "папа", "тетя", "дядя", "баба", "бух", "дай", "на", "ам" и различные звукоподражания типа "мяу", "му", "га-га-га". По разным данным, норма количества слов в 1 год - от 2 до 10.

Отличие лепета от лепетных слов в том, что слово обязательно обозначает что-то конкретное, ребенок вкладывает в него некий смысл, в то время как лепет - это набор звуков, которые ребенок только учится говорить, и поэтому повторяет их, "разговаривая" сам с собой или родителями. Лепетные слова состоят из одного-трех слогов, обычно одинаковых и открытых. Одно "слово" может иметь несколько обозначений, поскольку количество звуков, которые ребенок выговаривает, ограниченно. Например, "ка-ка" может подразумевать мусор, карканье вороны, качели (кач-кач) - и это уже будет не одно слово, а несколько. Если прислушаться внимательнее, можно различить, что произношение для разных слов будет отличаться. Также ввиду небольшого "жизненного опыта" малыш может называть одним словом все похожие для него предметы и явления - например слово "дядя" будет обозначать всех незнакомых людей, даже женщин, "биби" - всё, что имеет колеса - машину, велосипед, тележку.

Нужно ли беспокоиться, если ребенок в год не говорит?

Часто, слыша от мамы, что ребенок в 1 год не говорит, или говорит "мало" слов, врач своим вниманием к этому аспекту развития может вызвать у мамы беспокойство и даже страх, что ребенок отстает в развитии. Однако стоит заметить - профессиональный невролог, логопед, дефектолог, да и просто квалифицированный педиатр никогда не рассматривает речь отдельно от других показателей развития.

Если ребенок развивается нормально в области крупной (двигательные функции) и мелкой моторики (сформирован "пинцетный" захват), живо интересуется окружающим миром и не имеет в анамнезе факторов риска по задержке речевого развития (патологические роды, нарушения слуха и зрения), но при этом не говорит, паниковать не нужно! Для собственного спокойствия проконсультируйтесь с педиатром и неврологом - они оценят развитие ребенка в комплексе. Полностью полагаться на то, что ребенок заговорит сам, не стоит - конечно, это может произойти, но в настоящее время довольно распространены случаи задержки речевого развития, которые лучше предупредить, чем в дальнейшем пытаться исправлять последствия.

Не "говорить" в год - это нормально, важно следить за тем, чтобы годовалый ребенок:

  • реагировал на речь окружающих, свое имя;
  • выполнял подражательные игровые действия, демонстрировал понимание простых команд;
  • издавал разные лепетные звуки, пусть даже вам кажется, что они не похожи на слова.

Активная речь начинает формироваться в 1-1,6 года, причем для каждого ребенка эти сроки индивидуальны.

От чего зависит, когда ребенок начнет говорить?

Ответ на этот вопрос неоднозначен.

В первую очередь, на развитие речи влияют физиологические факторы. Нарушения слуха не позволяют малышу правильно воспринимать речь и соответственно воспроизводить звуки. Плохое зрение так же, как и слух, мешает речи развиваться - ведь ребенок учится произносить звуки, глядя на движение губ окружающих взрослых. Также задержка речевого развития может быть вызвана родовой травмой при патологических родах (кесарево сечение, в частности, является фактором риска речевых нарушений), неврологическими проблемами, общей задержкой физического развития.

Если же не рассматривать случаи задержки речи, связанные с физиологией, на формирование речи у ребенка влияют многие факторы:

  1. Генетика . Часто задержка речевого развития может передаваться по наследству. Если кто-то из родителей молчал до двух или трех лет, велика вероятность, что и ребенок начнет говорить несколько позже положенных сроков. Однако это не означает, что играть и заниматься с ребенком бесполезно. Продолжайте как можно больше с ним разговаривать - пусть на первых порах он будет накапливать только пассивный словарный запас.
  2. Пол ребенка . Принято считать, что мальчики начинают разговаривать позже, чем девочки. В этом есть доля истины - речь у мальчиков формируется несколько позже, и задержки речевого развития случаются чаще. Но и в этом случае не стоит списывать "молчание" ребенка лишь на его пол. Также существуют некоторые различия в используемых мальчиками и девочками слов - для девочек характерно большее количество слов, обозначающих предметы и относительно позднее формирование фразовой речи, в то время как мальчики часто долго говорят "на своем языке", при этом рано начинают копировать слова, обозначающие действия, движения, в связи с чем "предложения" в их речи появляются сравнительно рано.
  3. Интеллект, умственные и познавательные способности ребенка - всё это зависит не только от наследственности и физиологических причин, но и (возможно даже в большей степени) от количества времени и внимания, уделенных ребенку, доверия его к миру, а следовательно, и желания этот мир изучать. Никогда не недооценивайте своего малыша - будьте с ним рядом, помогайте ему совершать новые открытия, разговаривайте как можно больше - для этого не нужны специальные пособия и игрушки для "раннего развития" и воспитания гениального ребенка.
  4. Наличие постоянного общения с родителями . Это, пожалуй, один из самых главных моментов в развитии речи. Однако в современных реалиях привычным становится использование таких игрушек и приспособлений по уходу за ребенком, которые позволяют оставить малыша одного, а самим заниматься делами. Поверьте, никакая игрушка, телевизор или гаджет не заменят голос мамы и мамины руки. Речь может развиваться только при постоянном взаимодействии ребенка со взрослым, причем не только словесном - здесь важны и жесты, и мимика, и интонации.
  5. Мотивация для развития речи . Поставьте себя на место малыша - если вы по одному движению руки сразу получаете желаемое, разве вам захочется напрягаться и называть окружающие предметы словами? Поэтому для ребенка важно не только иметь рядом любящих людей, но и встречать адекватное отношение к себе - гиперопека не принесет никакой пользы. Указательные жесты вполне нормальны для детей 8-месячного-годовалового возраста, однако к полутора годам стоит стараться стимулировать ребенка к обозначению желаемого в словесной форме.
  6. Перегруженность занятиями . Если вы пытаетесь научить азбуке, английскому языку и счету ребенка, который еще не говорит, возможно, последствия для его развития будут не такими, как вам бы хотелось. Такая нагрузка не соответствует уровню развития ребенка и может тормозить развитие речи. Психологи не рекомендуют перегружать мозг ребенка символами - малыш их, конечно, запомнит, но это помешает ему овладевать навыками, нужными именно в этот период.
  7. Использование ребенком пустышки . В случае если рот ребенка постоянно занят пустышкой, ему становится проще общаться с помощью жестов, либо он "уходит в себя". Поэтому малыш может начать разговаривать значительно позже. Также в случае долгого использования пустышки (больше двух лет) могут происходить нарушения прикуса, которые в дальнейшем будут влиять уже на качество речи - например, произношение свистящих и шипящих звуков. Если вы используете соску-пустышку в уходе за ребенком, постарайтесь отказаться от нее хотя бы к двум годам, а до этого времени используйте ее по минимуму (допустим, только на сон).
  8. Ребенок - один из двойни или тройни . Несмотря на то, что официально для двойняшек не существует особых норм, логопеды обычно отмечают более позднее развитие речи таких малышей. Дети из двойни долго общаются друг с другом на "своем" языке, т.е. у них отсутствует мотивация для перехода к "нормальным" словам. Родителям двойняшек стоит уделить развитию речи детей особое внимание.
  9. Пережитый ребенком стресс может отрицательно сказаться на развитии речи. Развод или ссора родителей, переезд, несправедливое наказание могут повлиять на психику ребенка, и это выразится не только в плохом сне и беспокойном поведении, но и в нежелании говорить.

Что делать, если ребенок в год не говорит или говорит "мало" слов? Как научить ребенка говорить?

В первую очередь, исключите физиологические причины неблагополучия речи - проконсультируйтесь с педиатром и неврологом. Скорее всего, если проблемы есть, вы уже об этом знаете, тогда именно специалист посоветует вам, как лечить ребенка, нужен ли особый массаж или медикаменты.

Если врач сообщит, что со здоровьем ребенка всё в порядке, то до двух лет главное, о чем вы должны позаботиться - постоянное общение с ребенком. Не злоупотребляйте пустышкой, если вы ей пользуетесь; не старайтесь развлекать ребенка мультфильмами - пользы для речи (не говоря уж о зрении и нервной системе) от них не будет. Часто родителям сложно общаться с малышом, который им не отвечает, так сказать, в одностороннем порядке. Но развитие речи - процесс постепенный, результатов занятий придется ждать несколько месяцев, но зато какую радость они вам принесут! Если же взрослые разговаривают только друг с другом, быстрый темп их речи не позволяет ребенку научиться повторять слова. Иногда родители, особенно если малыш первый, просто не умеют правильно разговаривать с ребенком. Но научиться этому несложно - необходимо постоянно проговаривать свои действия, описывать окружающие предметы, говорить с ребенком так, как будто он вам вот-вот ответит. Важно говорить медленно, акцентировать внимание малыша на своих губах (именно так дети и учатся произносить звуки), выделять простые слова, которые ребенок может повторить, интонацией. Очень полезно для развития речи чтение стихов и потешек, пение детских песенок. Телевизор и даже аудионосители никогда не смогут заменить для ребенка общение с мамой. Важно не сюсюкаться с малышом - вы должны быть для него эталоном правильной речи, однако применение простых звукоподражательных слов (упал - бах, машинка - биби, дудочка - дуду, рыбка плывет - буль-буль, кушать - ам) поможет ребенку скорее заговорить.

Чтение книг детям - важный элемент развития, ведь это одновременно и игра, и незаметное обучение. Прививать любовь к книгам нужно начинать как можно раньше - с 7-8 месяцев уже можно начинать читать вслух. Это создает теплую атмосферу в семье, помогает ребенку осваивать родной язык и усваивать новые понятия и образы. Читать нужно медленно, нараспев, выделяя интонацией простые слова, которые ребенок сможет повторить. Лучше всего ребенок воспринимает и запоминает звукоподражания ("мяу", "му", "гав-гав"), облегченные слова (машинка - биби, уточка - утя, дудочка - ду-ду, часики - тик-так) и слова-повторы (туда-сюда, тут как тут). Бывает, что годовалый ребенок не проявляет интереса к книге. Но даже если вам кажется, что ребенок не слушает, просто почитайте, сидя с ним рядом, или попробуйте заинтересовать его картинками в книжке. Обращайте внимание малыша на знакомые ему предметы на картинках, задавайте вопросы - "Что это? Что делает малыш? Что кушает котик? Есть ли у мишки рога?" На первых порах вы будете отвечать на них сами - это нормально, главное, чтобы ребенку было интересно.

Какие книги читать ребенку? Лучше всего для чтения самым маленьким подходят классические стихотворения - Чуковского, Барто, Маршака, Михалкова, Токмаковой. Выбирайте книги с яркими крупными иллюстрациями, картинками, в которых малыш узнает что-то знакомое ему (животных, маленьких детей, песочницу, игрушки, которые у него есть). Существуют пособия, направленные именно на развитие речи, вот некоторые из них:

  • "Альбом по развитию речи для самых маленьких" (авторы С.В. Батяева и Е.В. Савостьянова),
  • "Большой логопедический учебник" или "Уроки логопеда" (автор Е.М. Косинова)
  • предметные и сюжетные картинки и карточки разных авторов
  • серия книг "Первые фразы. Начинаем говорить" (автор Савушкин С.Н.)
  • "Про зайку" (автор Генденштейн Л.Э.)

и многие другие.

Развитие речи неразрывно связано с формированием мелкой (тонкой) моторики, поэтому важность пальчиковых игр и игр с мелкими предметами неоценима. Бывает, ребенок не дает маме свои руки для "сороки-белобоки", и мама решает, что малыш для таких игр еще мал - но это не совсем так. Не настаивайте, а просто покажите движения игры сами. Постепенно малышу понравится, и он захочет повторить движения, пусть пока и по-своему.

Полезно для развития моторики рисовать пальчиковыми красками, лепить из соленого теста, давить пальчиками пластилин .

Мелкие предметы без присмотра давать, конечно, не стоит - велика вероятность, что они будут проглочены. Используйте для игр счетные палочки , прищепки , специально предназначенные для развития мелкой моторики игрушки - шнуровки , лабиринты , на прогулке знакомьте малыша с окружающим миром - разглядывайте и щупайте цветочки, камешки, веточки. Всё это благотворно повлияет на развитие речи ребенка. Если стадия, когда малыш тащит всё в рот, прошла, начинайте играть с фасолью, макаронами, пуговицами - но быть рядом при этом обязательно!

Очень полезны для развития речи упражнения артикуляционной гимнастики , самые простые можно делать и с годовалым ребенком. Покажите малышу, как улыбается лягушка - растяните губы в улыбке как можно шире, какой у слона хобот - вытяните губы вперед, изобразите рычащего тигра, бегемота, который широко открывает рот, кошку, лакающую молоко, поцокайте язычком, как лошадка. Сначала ребенок будет с интересом присматриваться к вашим действиям, а вскоре захочет и повторить их. Подуйте с ребенком в дудочку или на одуванчик, оближите губки после вкусной кашки. Эти незамысловатые упражнения (вы можете придумать их и сами, а можете воспользоваться примерами из книг или интернета) не только помогут развиться артикуляционному аппарату ребенка, но и станут приятной и полезной частью вашего с ним общения, ведь жесты, мимика и звуки при формировании речи важны не меньше, чем слова.

Если ваш малыш упорно молчит, не сердитесь на него и не говорите постоянно: "Скажи", "Повтори" - это только вызовет стойкий речевой негативизм. Нельзя заставлять говорить точно так же, как нельзя заставлять есть насильно. Отпустите проблему, продолжайте разговаривать, играть и заниматься с ребенком - пусть это приносит вам радость! Постепенно вы увидите результаты своих усилий, и они окупят все былые переживания. Желаем вам успехов в занятиях с ребенком – пусть уже скоро ваш монолог превратится в диалог!

Фото из фотобанка Лори

Первая причина – нарушение речи из-за каких-то физиологических особенностей. У ребенка могут быть нарушения физической формы, каких-то внутренних органов, их болезни, которые, в свою очередь, сказываются на то, что ребенок отстает в развитии речи, внимания или памяти.

Еще одной причиной может послужить недостаток внимания к ребенку его родителей. Дети должны постоянно общаться со взрослыми, а те контролировать, чтобы их чадо постоянно продвигался вперед, приобретая новый опыт и навыки.

Отсутствие контакта с ровесниками также может послужить причиной отставания в речи. Дети должны общаться с такими же как они детьми. Таким образом ребенок сравнивает себя с ними, это поможет ребенку понять какие-то вещи, которые другие дети делают, а он нет. Ребенок может стать более послушным, если он видит примерного ребенка рядом.

Четвертой причиной отставания можно считать испуг, который пережил ребенок. Именно из-за него ребенок может отказаться говорить. Испуг может быть выражен в плохом сне или в чем-то услышанном или увиденном. Если ребенок застанет ссору своих родителей, то он может изменить свое мировоззрение на мир, он может замолчать на долгое время. Наказание ребенка, если оно было применено несправедливо, тоже вполне может дать толчок к тому, чтобы ребенок не захотел говорить.

Что же делать родителям, у которых ребенок в 1 год не говорит?

Во-первых, ребенка необходимо показать детскому специалисту, который сможет определить действительно ли что-то не в порядке у ребенка. Если врач не обнаружит никаких физиологических отклонений или умственного отставания, то можно смело идти домой и заниматься ребенком без врачебной помощи.

На втором шаге родителям стоит обратить внимание на ребенка. В годовалом возрасте дети активны и хотят быть в центре внимания, они охотно принимают участие во всех внешних процессах. Они начинают все трогать, замечать, совершать действия, которые помогают им исследовать этот мир. Если такого не происходит с ребенком и он, напротив, лежит молча и никак не реагирует на внешние раздражители, то необходимо вызвать у него интерес. Если у ребенка существует недостаток в игрушках, то очень часто у него наблюдаются дефекты речи или он отстает в развитии. Поскольку именно игрушки являются тем объектом, с которым дети постоянно контактируют.

На следующем шаге необходимо установить постоянный контакт с ребенком. Необходимо постоянно ласкать малыша, хвалить его за все попытки что-то произнести или что-то сделать. Можно позволять ребенку баловаться, поскольку это естественный процесс. Не следует ругать ребенка, надо играть с ним, чтобы ребенок не считал родителей врагами, чтобы они были помощниками ему. После таких действий ребенок поймет, что для того, чтобы войти в контакт с родителями, ему стоит что-то сказать. Он будет знать, что если он произнесет какие-то слова, то родители обязательно обратят на него внимание.

На следующем этапе ребенка надо обеспечить книгами и другими развивающими материалами. Ребенку следует позволить иногда смотреть телевизор. Хотя многие негативно относятся к современным мультфильмам, потому и не разрешают просмотр телевизора. Но ребенку можно включить и советские мультфильмы, которые продаются в магазине на DVD-дисках. Ребенок будет вслушиваться в слова и при этом визуально воспринимать действия, происходящие на экране и захочет их повторить.

Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы - от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.

Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

Причина 1. Индивидуальный темп

Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

Такая задержка развития речи так и называется - темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

Причина 2. Отсутствие необходимости

Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.

Причина 3. Педагогическая запущенность

Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

Причина 4. Двуязычная семья

Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

Причина 6. Негативизм у ребенка

Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.

Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату - малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.

Причина 7. Генетическая предрасположенность

Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность - великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.

Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери

Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.

Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов - от невролога до дефектолога.

Причина 9. Нарушения слуха

Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.

Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы

Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.

Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.

Причина 11. Алалия

Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.

Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка .

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения .

Большинство родителей детей, возраст которых приближается к одному году, начинают все внимательнее следить за развитием речи своего малыша. Почему-то ожидается, что, переступив этот рубеж, малыш начнет сразу четко, как по книжке, говорить.

Но вот и год…

Проходит день рождение, но, чаще всего, ничего кардинально не меняется. Ребенок в год не говорит или говорит не так много слов, как бы хотелось родителям.

Естественно, возникают сами собой вопросы:

  • А нормально ли это?
  • Когда ребенок должен заговорить?
  • От чего это зависит, когда ребенок начнет разговаривать?
  • Кому из врачей нужно показать молчуна?
  • Как помочь ребенку заговорить?
  • Какие методики помогут малышу быстрее заговорить?

На эти и не только эти вопросы касательно развития речи малыша вы найдете ответы в этой статье.

Нормальные показатели развития речи детей от 0 до 12 месяцев

Согласно современной отечественной практике? выделяют определенные нормы физического и психомоторного (в том числе речевого) развития, которые контролируют врачи и ориентируют на них родителей.

Приведу в форме таблицы нормальные показатели речевого развития малыша в зависимости от возраста.

Возраст ребенка и характеристика этапа становления речи Что говорит Что понимает
Первые два месяца жизни (период крика). Издает однотипные звуки, но с разной интонацией. Прослеживается смена настроения (может подвизгивать от радости или кричать от недовольства).
3-4 месяца (промежуточный этап развития речи от крика до лепета). Начинает «гулить» и «агукать». Пробует издавать и растягивать звуки «а-а-г-у»,а-у-о». Поворачивается в сторону источника звука, ищет его глазами.
5-6 месяцам (период употребления лепетных звуков). К гласным присоединяются согласные звуки, и они могут повторяться. Сам себе или повторяя за мамой, малыш говорит «ба», «на» «ма», «ка», «па», «бу». Различает интонации взрослых (доброжелательные и сердитые). Узнает свое имя и откликается на него.
7-9 месяцев (активный лепет). Повторяет за взрослыми разнообразные слоги и звуки («o-o-o», «y-y-y», «a-a-a», «ма-ма-ма», «га», «на», «ав», «па-па»). Преобладают лепетные слова. Ребенок вслушивается в обращенную к нему речь. К 9-10 месяцем ясно видно, что малыш понимает значение слов, ищет глазками маму, папу, игрушку, пальчиком указывает на части лица (носик, глазки).
11 месяцев (период первых простых слов). Появляются первые простые слова, произнесенные осознанно («мама», «кака», «дай», «баба», «папа», «мяу», «ав-ав»). Одно и те же слово малыша может иметь много значений. Довольно часто словом «кака» малыш одновременно называет мусор и ворону. При произношении таких слов можно различить разную интонацию малыша в зависимости от ситуации и настроения крохи.
12 месяцев (словарный запас 3-10 простых слов) Малыш использует небольшой набор простых слов. Примеры: «на», «дай», «дам», «баба», «папа», «мама», «бух», «кака», «тетя», «дядя», «ама». Подражает звукам животных. Знает и может показать части тела.

Поясню, чем отличаются лепетные звуки от лепетных слов. Лепет пяти-шестимесячного ребенка представляет собой определенный набор звуков, которые малыш только пробует произносить. «Воркуя» с родителями, малыш повторяет слова, меняет звуки местами. А в 7-8 месяцев ребенок понимает смысл произнесенного лепетного слова. И обозначает ими вполне конкретные предметы. В силу своей неопытности, ребенок может называть одним словом различные схожие, и даже несхожие предметы.

Есть ли поводы для переживаний, когда ребенок не говорит в год?

Если годовалый малыш по-прежнему молчит или говорит мало слов, это, несомненно, беспокоит родителей. Но паниковать не стоит, это не значит, что малыш отстает в развитии. Для каждого малыша сроки, в которые сформируется активная речь, индивидуальны, но можно выделить усредненный срок – от года до полутора лет.

Есть и такие родители, которые послушав мнение знакомых, что совершенно нормально, если ребенок сам заговорит позже, когда пойдет в детский сад, не спешат вмешиваться в процесс.

Решить вопрос, все ли в порядке или стоит проявить беспокойство, поможет врач. В годовалом возрасте отечественное здравоохранение предусматривает комплексный медицинский осмотр малыша узкими специалистами (невролог, окулист, ЛОР-врач, хирург и другие), которые оценят развитие вашего ребенка в целом.

Важно отметить, что любой квалифицированный специалист, будь то педиатр, невролог или логопед, оценивает все показатели физического, нервно-психического и речевого развития ребенка в совокупности, а не каждые отдельно.

Паниковать из-за того, что ребенок в год не говорит, нет оснований, если:

  • малыш активно интересуется всем, что его окружает;
  • исключены факторы риска по задержке речи у ребенка (тяжелые неестественные, оперативные роды матери, патология зрения и слуха у малыша);
  • кроха откликается на свое имя, реагирует на звуки, речь окружающих;
  • во время игры ребенок понимает и выполняет простые команды, подражает действиям родителей;
  • кроха произносит разные лепетные звуки и слова, даже если они вам кажутся неполноценными;
  • у ребенка нормально развита и крупная (все двигательные навыки) и мелкая моторика (малыш может взять предмет «пинцетным» захватом).

От чего зависит своевременное развитие речи ребенка?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Все очень индивидуально.

На речевое развитие малыша оказывают влияние физиологические и социальные факторы. Первая группа факторов, как правило, не поддается корректировкe лишь усилиями родителей. Влияние на них может оказать лишь совместная работа медиков и родителей. К ним относятся:

  • Нарушение слуха, которое не позволит крохе правильно понять речь и в дальнейшем воспроизвести звуки.
  • Патология зрения также мешает развитию речи, так как, только наблюдая за артикуляцией взрослых, ребенок научится правильно проговаривать слова.
  • Ребенок, рожденный в результате тяжелых патологических родов и в том числе, кесарево сечение входит в группу риска по задержке развития речи.
  • Причиной речевых нарушений также могут стать заболевания нервной системы, задержка общего физического развития.
  • Немаловажно, какую наследственность имеет ребенок. Если кто-то из родителей малыша долго молчал в детстве, то есть вероятность, что их ребенок заговорит несколько позже общепринятых сроков. Не обязательно будет так, но это возможно. В тоже время это не значит, что бесполезно с ним заниматься, развивать его речь.Очень важно как можно больше уделять внимания таким детям, заниматься, разговаривать с ним. Это обязательно принесет свои плоды, пусть даже в первое время будет пополняться индивидуальный пассивный запас слов ребенка.
  • Половая принадлежность. Принято считать (и это подтверждают данные научных исследований), что формирование активной речи у мальчиков происходит в более поздние сроки, чем у девочек. Существуют также некоторые отличия в процессе развития речи и накапливании словарного запаса у мальчиков и девочек. Девочки, как правило, используют большее количество слов для того, чтобы обозначить предмет. Но при этом фразовая речь у них формируется относительно позднее, чем у мальчиков.

Период, когда дети говорят «на марсианском языке», гораздо более продолжительный у мальчиков, чем у девочек. Еще мальчиков отличает то, что они относительно рано начинают слова, обозначающие движения, действия. То есть, говорить словосочетаниями и предложениями мальчики начинают сравнительно рано, часто обгоняя в этом сверстниц-девочек.

Но списывать «неразговорчивость» ребенка лишь на его пол не стоит.

Это что касается физиологии. Но десятилетиями человечество накапливало знания и пришло к выводу, что на формирование речи малыша влияют многие другие факторы, никак не связанные с физиологией.

И тут все зависит от отношения родителей к воспитанию своих детей. То есть, своевременное развитие речи напрямую зависит от заинтересованности взрослых помочь своему малышу приобрести этот и многие другие навыки.

  • Злоупотребление пустышкой . Если рот ребенка часто занят пустышкой, его общение постепенно сводится к мычанию и указательным жестам. Также длительное использование пустышки (больше 1,5 лет) приводит к нарушению прикуса у ребенка. Последствия родители увидят гораздо позже, когда появляются дефекты речи. Нужно стараться использовать пустышку минимально (допустим, только на сон) и обязательно нужно отказаться от нее к полутора годам.
  • Общение важно для развития речи. Будьте всегда рядом со своим ребенком, помогайте и побуждайте его совершать новые открытия. Интеллект и способности ребенка в большей степени зависят от количества времени и внимания, уделенного малышу взрослыми, чем от физиологических причин и наследственности. Дело даже не в специальных пособиях по воспитанию маленького гения и игрушках для «раннего развития», а в полноценном общении, вере и стремлении поддержать своего ребенка.
  • Мотивируйте ребенка. Часто сталкиваюсь на практике, когда родители переживают, что малыш не желает говорить, а объясняется с ними жестами и мычанием. При более тесном знакомстве с семьей замечаю, что малыш по одному лишь движению руки или по нечленораздельному звуку в виде мычания сразу получает желаемое. А родители этого почему-то не замечают и не понимают. А ведь стоит подумать: захочет ли ребенок напрягаться и называть предметы словами, если он и так получает, что хочет. В крайнем случае, еще можно зареветь, если одного жеста или звука не хватает.Одинаково важно для ребенка не только иметь в окружении любящих и заботливых людей, но и ощущать правильное отношение взрослых к еще пока маленькому, но человеку. Гиперопека в детстве негативно повлияет на личностные качества ребенка, и на протяжении всей жизни будет приносить свои плоды. Если в возрасте 8-12 месяцев указательные жесты вполне имеют право на существование, но к полутора годам стоит стимулировать ребенка к обозначению того, что ему нужно, словами.
  • Будьте осторожны с гаджетами! Формирование речи происходит только при постоянном взаимодействии малыша с взрослым. При этом в разговоре важно жестикулировать, менять интонации, эмоциями и мимикой дополнять рассказ.Однако в современном мире все более привычным становится использование игрушек и гаджетов в процессе воспитания ребенка, позволяющих родителям отвлекаться на свои дела, оставив малыша одного.Вот с этим будьте осторожны! Поверьте, никакие телевизоры, планшеты или супернавороченные игрушки не заменят мамин голос, не передадут живые человеческие эмоции и не восполнят недостаток живого общения.Не призываю отбирать гаджеты у ребенка (они детям нравятся, этого нельзя отрицать). Просто сделайте так, чтобы с вами было интереснее.
  • Загруженность занятиями. Встретила недавно на интернет-пространстве информацию об организации проекта «Ребенок – гений», и стало страшно. Не знаю точно, из какого по возрасту ребенка собираются делать гения.Если это маленькие дети, о которых речь идет в этой статье, то это прямой путь нарушить психическое развитие ребенка. Безусловно, в каждом ребенке заложен огромный потенциал. Рассмотреть и развить его – важнейшая задача. Но делать это нужно умеючи, очень и очень осторожно.Если малыша, который толком еще не говорит, пытаются научить одновременно буквам, цифрам и иностранному языку, результаты обучения и влияние его на психику ребенка будут не такими, как бы хотелось «заботливым» родителям.
  • Испуг, переживания и стресс может отрицательно повлиять на развитие речи малыша. Повлиять на психику ребенка могут выяснения отношений или развод родителей, пьяный родитель, смена места жительства, ранний выход матери на работу и, соответственно, детство с няней, несправедливое наказание. Выражаться это может не только беспокойным поведением, лабильной психикой и плохим сном, но и стать причиной замкнутости ребенка, а вместе с этим упорным нежеланием говорить.

Как помочь ребенку начать говорить?

Сначала нужно проанализировать причины.

Для того, чтобы исключить физиологические причины нарушения речи, проконсультируйтесь с педиатром и психоневрологом. Если проблемы существует, только специалист может посоветовать вам, как лечить ребенка.

Если врачебное заключение гласит, что ребенок здоров, то до двух-трех лет возраста главное, что вы должны обеспечить, – постоянное общение с ребенком. Развлекать ребенка мультфильмами не стоит. Они, даже самые развивающие, не полезны для развития речи (не говоря уже о нагрузке на зрение и нервную систему).

Родителям нужно привыкнуть, как бы это ни было сложно, что какое-то время им придется общаться с малышом в одностороннем порядке, не получая от него ответа. Но процесс развития речи длительный и постепенный. Иногда результатов занятий можно достигнуть только через несколько месяцев. Но зато какая это радость услышать первые слова своего ребенка!

В современном мире один из самых важных навыков ребенка – социализация, то есть умение общаться с окружающими. И для правильного и своевременного речевого развития ребенка важно, чтобы рядом были не только папа и мама. Чем большее число людей входит в круг общения ребенка, тем быстрее он заговорит. Особенно важно общение со сверстниками и детьми постарше, которые уже говорят.

Тем не менее, не факт, что, если в семье ребенок рожден не первым, есть старшие дети, а родители разговаривают с ребенком, то он обязательно начнет говорить в срок. Вопрос в том, как именно нужно разговаривать с ребенком.

Быстрый темп разговора старших детей или взрослых друг с другом не позволяет ребенку вычленить отдельные слова, понять их значение, а потом научиться повторять их.

То есть, родители не всегда правильно разговаривают с ребенком. А это ведь несложно. Необходимо лишь следить, чтобы темп речи был не быстрым, постоянно комментировать свои действия, говорить с малышом так, как будто ожидаете его ответa, описывать окружающие явления и предметы и стимулировать к этому ребенка.

Важно во время разговора с ребенком акцентировать внимание на своих губах, говорить медленно, интонационно выделяя простые уже знакомые малышу слова, которые он может потом повторить. Несомненно, очень полезно для речи чтение потешек и стихов, пение детских песенок. Еще раз повторю, что планшет, телевизор аудиозаписи и другие суррогаты речи не способны заменить ребенку общение с родителями.

Важно не кривляться в разговоре, не «сюсюкаться» с малышом. Именно ваше произношение должны быть эталонным для него. Однако в меру все можно (именно в меру!). Употребляя в разговоре простые звукоподражательные слова вперемешку с обычными, вы поможете ребенку скорее заговорить (кушать – ам, упал – бух, машина – би-би, мусор – кака, поровозик – чух-чух).

Какие методики помогут малышу быстрее заговорить?

1. Развитие мелкой моторики.

Вероятно, вы слышали о важности формирования мелкой моторики для умственного и речевого развития детей. Формированием мелкой моторики (скрупулезных движений пальчиками) приводит к стимуляции работы отдела головного мозга, отвечающего за речь. Поэтому так важно выбирать для детей пальчиковые игры и игры, требующие тонкой, скрупулезной работы пальчиков.

Иногда ребенок не сразу дает маме свои ладошки для пальчиковых игр. Тогда мама может решить, что в такие игры рано играть с ее малышом. Но это совсем не так. Просто показывайте, не настаивая, движения игры на своих ладошках. Малыш постепенно привыкнет и проявит интерес к забавным движениям, а в дальнейшем попытается повторить, пусть даже пока и по-своему, неумело.

Для развития мелкой моторики полезно и очень весело с ребенком лепить из пластилина или соленого теста, рисовать специальными пальчиковыми красками, давить пальчиками полимерную глину.

Не стоит давать без присмотра мелкие предметы, чтобы ребенок их не проглотил. Можно использовать для игр палочки для счета, прищепки, мешочки с крупой, специально предусматривающие развитие моторики игрушки – пирамидки, вкладыши, лабиринты, шнуровки.

Знакомьте малыша на прогулке с природой. Щупайте и разглядывайте цветочки, веточки, камешки, играйте в песочнице с ребенком. Все это благоприятствует развитию речи малыша. Позвольте ребенку во время прогулки насобирать камешков, принести домой и поиграть с ними дома.

Когда период пробы всех предметов на зуб у ребенка прошел, начинайте играть с мелкими предметами (пуговицами, фасолью, макаронами). Быть при этом все время рядом обязательно!

2. Чтение книг.

Чтение книг – это очень важный и нужный момент в развитии речи ребенка. Это и игра, и обучение – одним словом, развитие. В первую очередь речевое развитие. Ребенок слушает речь, понимает слова, запоминает, стремиться повторить.

Прививать любовь к чтению книг никогда не рано. Лучше начинать с чтения специальных книг с клеенчатыми страничками для самых маленьких, которые можно попробовать на зуб.))

В случае, если ребенок не проявляет интереса к чтению книг, и вам кажется, что он даже не слушает, стоит просто читать, сидя рядом с ним. Пробуйте заинтересовать его картинками, переключайте внимание крохи на уже понятные ему картинки и предметы, задавайте вопросы – «Что это? Как делает котик? Что кушает собачка? Где носик у зайки?» Поначалу вы сами будете отвечать на свои вопросы. И это нормально, главное, чтобы крохе было интересно.

Медленное чтение вслух (нараспев) создает теплую и доверительную обстановку, обеспечивает ребенку возможность быстрее осваивать свой родной язык, понять новые образы и понятия. Лучше всего ребенком запоминаются и воспринимаются звукоподражания («гав-гав», «мяу»), упрощенные слова (машинка – биби, часики – тик-так).

Дети постепенно привыкают к книжкам, сами просят почитать. Пишу эту статью и улыбаюсь. У моей старшей дочери Валерии в возрасте 1,5-2 года прямо ритуал сложился – почитать книжку перед сном. Она собирала в охапку все книжки, несла к себе на кровать, выбирала одну по настроению и говорила мне: «Читай эту книжку! Только с ся-я-ямого начала!» А к двум годам декламировала наизусть Федорино горе, Мойдодыра, Кошкин дом.

Классические произведения К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака написаны давно, но и сегодня идеально подходят для чтения самым маленьким. Выбирать книги нужно с яркими крупными картинками, не перегруженными деталями, в которых малыш без труда узнает уже знакомое ему животное или игрушку.

Существует множество специальных пособий, направленных на развитие речи. Со своими детьми я занималась (с Лерой) и занимаюсь (с Ваней) с «Альбомом по развитию речи для самых маленьких» (С.В. Батяева и Е.В. Савостьянова).

3. Очень полезно для развития речи заниматься артикуляционной гимнастикой.

Самые простые упражнения можно проводить уже с годовалым ребенком. Сначала ребенок с интересом будет наблюдать за вашими действиями, а потом захочет и их повторить.

Покажите малышу несколько упражнений:

  1. Цокающую лошадку.
  2. Оближите губки язычком после вкусной кашки
  3. Широко улыбающуюся лягушку (губы в улыбке растяните как можно шире).
  4. Подуйте с ребенком в дудочку или на перышки (пушинки).
  5. Слона с длинным хоботом (вытяните вперед губы).
  6. Рычащего льва, бегемота, широко открывающего рот.
  7. Кошку, лакающую молоко.

Вы можете придумать сами немало новых незамысловатых упражнений для своего малыша. И они не только поспособствуют развитию хорошей артикуляции ребенка, но и станут веселой и приятной частью общения с ним. Ведь звуки, мимика, жесты для формирования речи не менее важны, чем слова.

Важно понять родителям, что нельзя насильно заставить ребенка говорить. Не надо на него сердиться и настойчиво просить: «Скажи», «Повтори». Дети в таких случаях часто ведут себя «от обратного». Иногда стоит отпустить ситуацию, не прекращая разговаривать, заниматься, играть с ребенком.

Пусть это доставляет вам удовольствие. И вы скоро оцените результаты своих усилий, когда ваш монолог перейдет в диалог!

О том, стоит ли переживать, если ребенок в год не говорит, и как это исправить, вам рассказала практикующий врач-педиатр и дважды мама Елена Борисова-Царенок.