Самостоятельное засыпание ребенка в 8 месяцев. Как безболезненно научить ребенка засыпать самостоятельно: техника самостоятельного засыпания. Как понять, что детская бессонница вызвана неправильными привычками

Многие родители жалуются на неспокойный сон малыша, постоянные пробуждения и крики по ночам. В таких случаях родители сразу же берут ребенка на руки и начинают укачивать, пока он снова не уснет. Однако как только его пытаются положить в кроватку, младенец опять переходит на крик, тем самым не высыпаясь и не давая поспать родителям.

Стоит отметить, что такая ситуация — вовсе не норма, как многие привыкли думать, а большая проблема под названием «детская бессонница», которая в 98% случаев вызвана неправильной привычкой ко сну. В результате малыш привыкает к такому методу засыпания и требует, чтобы его всегда укладывали именно так. А недосып родителей не самым лучшим образом сказывается на их нервной системе и даже приводит к депрессии и ухудшению самочувствия.


Instagram @jenbutler.parentingsupport

Как понять, что детская бессонница вызвана неправильными привычками

  • Ребенок не может заснуть сам без посторонней помощи и не хочет спать в кроватке
  • Сон крохи очень чуткий, и любой звук может его разбудить
  • Малыш просыпается более 3 раз и не может сам заснуть снова, требуя помощи родителей (укачивание, бутылочка и т.д.)
  • Ребенок спит меньшее количество часов, чем положено в его возрасте

В таких ситуациях родители прибегают к вспомогательным методам: гладят малыша, пытаются накормить его, думая, что кроха голодный, берут на руки и носят, пока кроха снова не заснет. Но проблема в том, что в следующее пробуждение все повторяется по кругу.


Instagram @merinokidsnz_aus

Укачивать или дать поплакать?

Стоит отметить, что «укачивание» особенно популярно в России, а вот в Европе давно практикуют метод самостоятельного засыпания, или сry-it-out (с англ. — «выплакаться»), давая ребенку возможность поплакать и уснуть без помощи родителей. Считается, что родители должны с самого рождения приучать ребенка к удобному для себя режиму, а не подстраиваться под малыша.

Этот метод вызывает множество споров. Большинство родителей считает его «зверским» и ломающим психику ребенка, ведь не каждый сможет слушать детский плач, зная, что на ручках малыш сразу же успокоится. Однако те, кто уже попробовал, удивляются, насколько проще и спокойнее стала их жизнь с малышом с тех пор, как он научился засыпать сам. Считается, что если ребенок здоров, то с 5-6 месяцев он уже должен засыпать сам, без посторонней помощи, и спать 8-10 часов в своей кроватке без перерыва.


Instagram @jenbutler.parentingsupport

Итак, если вы постоянно не высыпаетесь и вскакиваете по каждому писку младенца, запасайтесь валерьянкой и вперед — вырабатывать правильные привычки подготовки ко сну!

Режим и ритуалы: учим малыша засыпать самостоятельно

Режим очень важен для малыша, и это относится ко всей его жизни, а не только ко сну. Многие дети чувствуют и ведут себя беспокойно, потому что в их жизни отсутствуют привычки, дающие им чувство последовательности и защищенности. Режим как раз помогает создать эту предсказуемость, благодаря которой малыш чувствует себя комфортно и знает, что одно следует за другим, а значит, для него нет никаких стрессов и поводов для беспокойства.

Например, старайтесь кормить кроху в одно и то же время. После еды можно уделять какое-то время общению, а после — укладывать малыша спать в кроватку . То же самое и с укладыванием на ночь: после купания малыш ест и ложится спать.

Ребенок должен ассоциировать сон с внешними элементами, которые могут оставаться с ним всю ночь: кроватка, соска, любимое одеяло или игрушка. А не с родителями, которые постоянно носят его на руках.

Instagram @mcheleska

Для выработки полезных привычек требуется несколько дней, но после это значительно упрощает жизнь как детям, так и родителям. Главное, чтобы вы были спокойны и уверены в том, что делаете. Создайте свои ритуалы и всегда придерживайтесь выбранной схемы. Самое главное — перетерпеть первые, самые сложные несколько дней.

Как не реагировать на плач

Давать ребенку выплакаться — это вовсе не значит, что нужно оставить его одного в комнате и ждать, слушая за стенкой его душераздирающий плач.

1. Создайте в комнате соответствующую обстановку: закройте шторы, убавьте освещение и обеспечьте тишину.

2. Убедитесь в том, что все базовые потребности малыша удовлетворены: он здоров, сыт и не требует смены одежды или подгузника.

3. Когда вы кладете малыша в кроватку, старайтесь тихо и спокойно рассказывать ему о том, что сейчас он должен спать.


Instagram @bournemouthbabycentre

4. Посидите немного с малышом, погладьте его или подержите его за ручку, спойте колыбельную.

5. После начинается самое сложное: родителю необходимо оставить кроху засыпать самостоятельно. Сколько же нужно ждать, прежде чем вернуться в комнату малыша ?

Вот наглядная схема:

  • 1 день — 1 минута (1 раз), 3 минуты (2 раза), 5 минут все последующие разы
  • 2 день — 3 минуты (1 раз), 5 минут (2 раза), 7 минут все последующие разы
  • 3 день — 5 минут (1 раз), 7 минут (2 раза), 9 минут все последующие разы
  • 4 день — 7 минут (1 раз), 9 минут (2 раза), 11 минут все последующие разы
  • 5 день — 9 минут (1 раз), 11 минут (2 раза), 13 минут все последующие разы
  • 6 день — 11 минут (1 раз), 13 минут (2 раза), 15 минут все последующие разы
  • 7 день — 13 минут (1 раз), 15 минут (2 раза), 17 минут все последующие разы

Instagram @claaire.co

Каждый раз возвращаясь в комнату малыша, не спешите брать его на руки или включать свет! Спокойно объясняйте крохе, что нужно спать в своей кроватке, погладьте его, подержите за руку. Если малыш плачет, не реагируйте и продолжайте вашу речь, а затем выходите из комнаты. Младенцы не понимают разницу между днем и ночью и не имеют никаких сформировавшихся привычек, поэтому ваша задача — помочь крохе привыкнуть к определенной последовательности и самостоятельному засыпанию.

В австралийском исследовании, опубликованном в 2017 году, участвовали 326 младенцев в возрасте 7 месяцев, имеющие проблемы со сном. Их поделили на две группы: в первой практиковался метод самостоятельного засыпания, а во второй малыши засыпали при помощи родителей. Пять лет спустя исследователи встретились с уже подросшими 6-летними участниками и их родителями.

Оказалось, что у детей в обоих группах не было никаких существенных различий в отношении эмоционального здоровья, поведения или проблем со сном. Уровни стресса или депрессии у матерей были примерно одинаковыми, равно как и отношения между родителями и детьми. Исследователи не обнаружили вреда от метода самостоятельного засыпания.


Instagram @bcastle11

Однако Университет Северного Техаса представил весьма противоречивое исследование, которое было опубликовано в журнале «Раннее человеческое развитие».

Наблюдая за 25 младенцами в возрасте от 4 до 10 месяцев в пятидневной программе обучения самостоятельному засыпанию в стационаре, исследователи контролировали уровни кортизола (гормона стресса) у младенцев, которых оставляли плакать .

Ученые подсчитали, как долго младенцы плакали каждую ночь, прежде чем они заснули. Матери сидели в соседней комнате и слушали, как их дети плакали, но им не разрешалось входить и успокаивать своих детей. К третьей ночи младенцы плакали в течение более короткого периода времени и быстрее засыпали. Однако уровни кортизола, измеренные в их слюне, оставались высокими. Это указывает на то, что даже во сне младенцы были так же возбуждены, словно они продолжали плакать.


Instagram @sleepandthecity

А как вы относитесь к методу самостоятельного засыпания?

Нашла эту статью на просторах интернета, может кому-то пригодится материал. Раньше дочка легче засыпала сама, потом я случайно сбила ей это умение из-за возрастающего желания тискать малышку)) Сейчас привыкаем снова, взяла пару моментов из этих техник.

Подборка материалов от


Тут подробно описаны способы приучения детей к самостоятельному засыпанию. Часто спрашивают, а самой писать не интересно – это не психология, это быт, про быт мне скучно =) А тут вот по ссылкам в сообществе вышла на такую подборку и делюсь. Согласна с изложенным. Особенно с последовательностью «кормление-игра-сон-кормление». Если интересует, то своих детей учила самостоятельно спать в 4 месяца где-то, одного способом, который тут описан как первый (karitane), второго так как описано во втором (riveton) – дети разные одному подходит одно и не подходит другое, другому – наоборот.

(людей, у которых начинается аллергическая сыпь при мысли о том, что бедный, брошенный всеми малыш будет сироткою плакать в своей тёплой, уютной чужой, одинокой и холодной кровати аж целых 3 минуты и это немыслимое предательство нанесёт ему неизгладимую травму – прошу комментариями нас не беспокоить =)
Кому в радость СС – пожалуйста, спите на здоровье, кто ж возражает?
У кого чудо дети, которые сами научились спать отдельно без выражения протестов и недовольства – поздравляю вас, одной заботой меньше.
От противников описанных в ссылке идей приветствую только вопросы по существу, корректные и вежливые. Любые недовольства, поучения или протесты или то, что я таковыми посчитаю – почикаю без жалости, у меня тут никакой демократии =), я сам себе модератор и холливаров мне тут не надо даже зачаточных. Для холливаров в тырнете полно других мест)

Техники самостоятельного отхода ко сну

Описание этих техник я нашла на , только там оно было размазано по разным сообщениям. Я просто собрала все вместе. Тот текст, что идет дальше, написан не мной, автора можно найти по указанной ссылке.

Начинаю эту тему в полной уверенности, что она принесет пользу множеству мамочек. Lisa в соседней ветке открывала подобный топик – но там советы (очень полезные) для деток постарше. Прошу прощения за ошибки (смысловых ошибок не будет) и местами некоторую корявость перевода. Сразу говорю – за что купила, за то и продаю. Могу только сказать (из собственного опыта), что это – работает, чего и вам искренне желаю. Никого не насилую, никому не навязваю.

Как я жаловалась в другом, открытом для получения советов на эту тему, наша Катя соверешнно не спит днем одна – только на ручках. В последний месяц добавились еще и рев до сна и рев при просыпании. А также кушание по ночам до 6 раз за ночь. Прекрасно понимая, что все это не дело, что ребенки должны (могут) засыпать сами, что выспавшийся ребеночек просыпается отдохнувшим и счастливым, а не ревущим (за исключением редких случаев дурного сна, отлежанной ножки-ручки, болезни...), и, в общем-то, дойдя до ручки от Катиного сна у меня на руках, я стала активно лопатить интернет и лит-ру в поисках решения – как изменить эту ситуацию.

В итоге я нарыла несколько разных стратегий, а после мы прошли с Катей и однодневный курс по одной из таких техник. Есть несколько стратегий, и в каждой технике есть отличия для деток разного возраста. Каждая рассчитана на уровень развития ребенка. Неважно, какую стратегию выберете вы, так как каждая направлена на то, чтобы научить ребенка засыпать самостоятельно. Ту технику, которую я использую сейчас, я опишу чуть позже по мере возможностей и времени, а сейчас я напишу перевод другой техники – она тоже очень действенная и используемая, но та, что используем мы – более мягкая на мой взгляд, менее травматичная для мамы и малыша.

Общее для всех техник, что я нашла (чтобы не останавливаться на этом каждый раз при описании новой стратегии):

  • не все детки изначально владеют механизмом засыпания «сам по себе» – те нужны титя, укачивания, поглаживания и прочее (а с возрастом привыкают надеяться на, скажем, качание, а мы этому способствуем из лучших побуждений). У меня Катерина даже если и сверх устанет – будет рыдать и все, а заснуть не догадается. Эти техники как раз и направлены на то, чтобы научить деточку самостоятельно, без помощи извне, в любой ситуации (дома ли в постельке, в кафе, в парке...), в момент усталости просто угомониться, при/лечь и спокойно заснуть;
  • режим после 3 месяцев (в связи с изменениями пищ. системы) должен быть таким «сон-еда-игра», а не «игра-еда-сон», как это происходило раньше (как же хочется, чтоб детка на тите отрубалась – а, оказывается, уже не тот возраст, чтобы это было на пользу);
  • во время выполнения техники избегайте глазного контакта с деткой и разговоров (или реплик, обращенных к нему): иделально уложить ребенка спинкой к себе, если он повернется – в буквальном смысле отвернуть голову (продолжая при этом похлопывать его, петь колыбельную и проч.); в общем –
  • для всех техник вам понадобятся: часы, много терпения, немножко твердости и полная уверенность, что вы делаете это на благо своему ребенку. Поясню про твердость: почти наверняка привыборе любой техники детка будет немного плакать. Это ужасно, я понимаю, и я всегда была (и остаюсь) противницей пустого, беспомощного, обиженного плача. Но очень важно, что здесь не будет брошенного одинокого ребенка, детка всегда будет чувствовать пристутствие и поддержку мамы. Нужно четко придерживаться правил стратегии (в частности, не поддаваться жалости, быть уверенным в своих действиях и помнить, что вы таким образом очень помогаете своему ребенку) и тогда она заработает очень быстро. Чем спокойнее и уверенее в своих действиях будете вы – тем легче и быстрее пойдет ваша совместная работа. Специалисты этих техник дают максимальное время на выработку спокойного отхода ко сну – 3 недели. Я заметила выраженный, четкий результат уже на второй день (ТТТ). Плач у деток прекращается очень быстро. Действовать по технике нужно одинаково и для дневного сна, и для отхода к ночному, и во время ночных просыпаний.
  • !!! никогда не начинайте курс, если вы сами находитесь в стрессе (усталость, размолвка с партнером...), или если у вас на данный момент очень плотное расписание, или если детка болеет, режутся зубки и прочее. Если такая ситуация возникает после начала введения техники (скажем, режутся зубки), приостановите использование техники, вернитесь к своему привычному поведению (укачивание на руках и прочее – что вы практиковали до того). После устранения причины стресса (, например, зуб прорезался полностью) выждите еще 2-3 дня и приступайте к использованию техники с самого начала.

Прежде чем перейти непосредственно к техникам, немного информации о циклах сна, режиме, sleep needs (сколько сна необходимо) и признаках усталости ребенка.

Циклы сна.

У нас у всех есть определенные циклы сна; у взрослых полный цикл составляет примерно 90 минут, а у грудничков – около 40 (от себя из другого источника: 0-3 месяца – 40-45 минут, 3-6 – до 60 минут, старше 12 месяцев – около 70-80 минут). В течение каждого цикла мы проходим фазу быстрого, кативного, поверхностного сна (REM) и фазу NON-REM – глубокого сна. Некоторые детки могут проскакивать REM и оказываться погруженными в фазу глубокого сна очень быстро, большинству же требуется более долгое время, вплоть до 20 минут. Все мы просыпаемся в течение ночи после фазы глубокого сна и, если нет ничего нас побеспокоившего в этот момент (громкие звуки, ощущение, что замерз-жарко и т.д.), то мы снова засыпаем, погружаясь фазу легкого сна. Мы даже не помним о таких просыпаниях.

Sleep needs.

Когда ребенок становится страше, его потребность во сне уменьшается, а период бодрстований – увеличивается. примерно

6 недельбодрствование около 1 час – последующий сон в течение 2-3 часов12 недель и старше1,5-2 часа бодрствования – 2-2,5 часа снапосле 20-22 недель2-2,5 часа – 2-2,5 часа снапосле 6-8 месяцев2,5 часа бодрствования и сон 2-3 в течение дня в течение 1,5-2 часов

Более старшие детки продолжают спать 1 раз в день до достижения 3-4-летнего возраста.

Режим ребенка.

Предлагается следующий режим дня – это очень немаловажно: СОН-КОРМЛЕНИЕ-ИГРА. Отрегулируйте режим вашего ребенка так, чтобы кормления приходились сразу после сна. Если ребенок кушает непосредственно перед сном, у него вырабатыветсмя ассоциация между кормлением и сном, и когда ребеночек просыпается во время фазы REM (неважно – днем это или ночью), то он ожидает очередное, пусть и короткое кормление.

Признаки усталости.

Детки показывают, когда они устали. Это может быть: потирание глаз-носа, снижение активности. снижение концентрации и/или координации при играх, характерные капризные звуки, гримасы, дергания руками-ногами, сжимание кулачков, зевание – в общем, наблюдательная мамочка наверняка знает эти признаки для своего ребенка.

Основные приготовления перед выполнением любой техники:

  • будьте уверены, что вашему ребенку сейчас комфортно – нет давящих одежек, ребеночек сыт, в помещении нужная температура, попка в чистом памперсе (в процессе выполнения техники памперс меняется только, если ребенок накакал – на мокрый памперс не отвлекаемся (это важный момент)) и т. д.
  • отходу ко сну – дневному или ночному – должен предшествовать период спокойных занятий («замедляем» ребенка). Это могут быть поглаживания, спокойная сказка, легкий массаж, принятие ванны.
  • положите детку в постель, пока она еще не спит. Избегайте засыпания ребенка на ваших руках (при укачивании например) или «на груди» – после перекладывания в постельку и просыпания в фазу быстрого сна, ребенок будт ожидать, что он до сих пор находится в ваших руках и будет нуждаться в вашей помощи, чтобы снова заснуть.
  • если вашему ребенку проще засыпать спеленутым (очень активные ручки, например, или слишком силен рефлекс запрокидывания рук) – несильно спеленайте его поверх одежды. Лучше всего спеленать ручки согнутыми в локотках (кисти близко к личику), чтобы детка могла при желании сосать свои лапки.
  • если ребеночек не любит быть спеленутым, можно плотно подоткнуть со всех сторон одеяло.

ТЕХНИКА KARITANE ДЛЯ ДЕТОК возраста 4-7 МЕСЯЦЕВ.

  1. Если ребенок расплакался (в момент вашего отсутствия) – дайте ему поплакать в течение 1-3 минут (от себя: прямо лучше засечь по часам, так как это очень успокаивает нервы, тем, что ты тоже чем-то занят, и дает время снова проговорить про себя, что все это направлено в первую очередь на помощь детке).
  2. Повторите пункт 6.
  3. Повторите пункт 7. Время вашего отсутствия в комнате может постепенно – по 1 минутке – увеличиваться в зависимости от возраста ребенка и от того, как вы и ваш партнер чувствуете себя во время плача ребенка. В этом возрасте рекомендуется не покидать комнату дольше, чем на 5 минут.

Прислушивайтесь к характеру плача вашего ребенка и решайте по ситуации – как скоро войти в комнату и повторить шаг 6. Если дитеныш плачет настолько сильно, что вы не можете успокоить его, производя манипуляции шага 6, – возьмите его на руки и делайте то, что делате обычно для успокоения детки (кроме кормления). Но! – не допускайте, чтобы ребенок заснул у вас на руках; как только состояние деточки стабилизировалось – снова положите его в кроватку (еще раз заострю внимание – не спящего)и повторяйте всю процедуру снова.

Шаги 4-10 можно продолжать делать не дольше 45 минут. Если ваш ребенок по истечении 45 минут не успокоился и/или не заснул, выйдите с ним на прогулку (в коляске или слинге), сделайте ему мягкий массажик или сделайте ему расслабляющую ванну. Эти процедуры должны занять не дольше 30 минут. Затем снова повторите всю технику сначала. Если к этому времени подойдет время очередного кормления, покормите ребенка, не повторяя шаги 1-10; недолго поиграйте с деткой в спокойные игры и поторите всю технику сначала.

ТЕХНИКА KARITANE ДЛЯ ДЕТОК возраста 6-11 МЕСЯЦЕВ.

  1. Уловите появление признаков усталости.
  2. Положите детку в кровать в предпочитаемую ею позу, при необходимости – укройте.
  3. Недолго похлопывайте (поглаживайте, слегка покачивайте одной рукой – выберите только одно движение) и произнося что-то успокаивающее (звук «чшшшш-чшшшшш», колыбельная...). Выйдите из комнаты.
  4. Если ребенок расплакался (в момент вашего отсутствия) -дайте ему поплакать в течение 3 минут (от себя: прямо лучше засечь по часам, так как это очень успокаивает нервы, тем, что ты тоже чем-то занят, и дает время снова проговорить про себя, что все это направлено в первую очередь на помощь детке).
  5. Вернитесь в комнату и повторите похлопывания (т.е. выбранное вами движение), покачивание кровати, пение колыбельной в течение 3 минут.
  6. Снова покиньте комнату на 3 минуты. Если кажется вам слишком долгим, находитесь вне пределов комнаты сначала одну минуту, в следующий раз 2 минуты, в следующий – 3 минуты.
  7. Некоторым деткам, когда они спят, очень помогает негромкий монотонный звук в комнате – это может быть радио, играющее тихо, колыбельные, любая спокойная и расслабляющая музыка.
  8. Повторите пункт 6.
  9. Покиньте комнату на 5 минут. Если вы считате, что это слишком долго для вас/вашего ребенка, начните с 1-2 минут, постепенно увеличивая время (на третий день проведения техники время должно уже дойти до 5 минут).
  10. Повторите шаг 6.
  11. Снова выйдите из комнаты на 5 минут (или на то же время, на которое вы покидали комнату в шаге 10, если это время меньше 5 минут).
  12. Продолжайте повторение шагов 6 и 12. Время, проводимое вами вне комнаты, помогает вашей детке найти механизмы самоуспокоения.

Продолжительность вашего отсутствия в комнате можно немного увеличить в хависимости от того, как вы и ваш партнер переносите плач вашего ребенка и насколько сильный этот плач (так как на этих стадиях могут быть только похныкивания, а не рев). В этом возрасте не рекомендуется находиться вне комнаты во время выполнения техник дольше. чем 7 минут.

Прислушивайтесь к характеру плача вашего ребенка и решайте по ситуации – как скоро войти в комнату и повторить шаг 6. Если дитеныш плачет настолько сильно, что вы не можете успокоить его, производя манипуляции шага 6, – возьмите его на руки и делайте то, что делате обычно для успокоения детки (кроме кормления). Но! – не допускайте, чтобы ребенок заснул у вас на руках; как только состояние деточки стабилизировалось – снова положите его в кроватку (еще раз заострю внимание – не спящего)и повторяйте всю процедуру снова.

Технику можно продолжать делать не дольше 45 минут. Если ваш ребенок по истечении 45 минут не успокоился и/или не заснул, выйдите с ним на прогулку (в коляске или слинге), сделайте ему мягкий массажик или сделайте ему расслабляющую ванну. Эти процедуры должны занять не дольше 30 минут. Затем снова повторите всю технику сначала. Если к этому времени подойдет время очередного кормления, покормите ребенка, не повторяя шаги 1-10; недолго поиграйте с деткой в спокойные игры и поторите всю технику сначала. Если это был перерыв ночного сна, то технику можно выполнять до засыпания ребенка (т.е. не только 45 минут).

ТЕХНИКА KARITANE ДЛЯ ДЕТОК возраста старше 9 МЕСЯЦЕВ.

  1. Уловите появление признаков усталости.
  2. Проведите минут 5-10 (по состоянию ребенка) в спокойных занятих с деткой.
  3. Положите детку в кровать в предпочитаемую ею позу, при необходимости – укройте.
  4. Выйдите из комнаты на 3 минуты. Если вы считате, что это слишком долго для вас/вашего ребенка, начните с 1-2 минут, постепенно увеличивая время (на третий день проведения техники время должно уже дойти до 3 минут).
  5. Если ребенок за это время не успокоился – зайдите в комнату и успокойте его, не поднимая на руки, похлопывая (поглаживая, слегка покачивая одной рукой – выберите только одно движение) и/или произнося что-то успокаивающее (звук «чшшшш-чшшшшш», колыбельная...). Постарайтесь находится в комнате не дольше 30 секунд. Ваша цель в эти 30 секунд – успокоить ребенка до монотонного поскрипывания, снять сильный плач.
  6. Снова покиньте комнату на 5 минут.
  7. Повторите шаг 5.
  8. Покиньте комнату на 7 минут.
  9. Если необходимо – продолжайте выполнять шаги 5 и 8.

Всегда помните, что время, проводимое вами вне комнаты, позволяет вашему ребеночку научиться успокаивать себя самостоятельно и засыпать.

Прислушивайтесь к характеру плача вашего ребенка и решайте по ситуации – как скоро перейти к следующему шагу, но в любом случае не оставляйте ребенка одного во время выполнения техники более 7 минут. Если ваш ребенок по истечении 45 минут не успокоился и/или не заснул, выньте его из кроватки, успокойте и начните с ним играть, покормите его – т.е. продолжайте «обычную» жизнь до следующего времени отхода ко сну (это относится только к дневным укладываниям). В следующее укладывание повторяйте технику с первого шага. Всегда помните, что вашими действиями помогаете совему ребенку самостоятельно заснуть.

Теперь о той технике, какую практикую я.

Я нашла сайт этой спящей программы. Программа эта действует 30 лет (юбилей в этом году). На сайте есть превьюшка продаваемого диска и куски книги. Мне это видится очень полезным (ТТТ, чтоб не сглазить, но результаты я вроде как уже вижу – на третий день после начала (а первые результаты я заметила еще вчера) – например, почему я тут с вами так вольготно сейчас сижу? еще раз – ТТТ) и диск я сначала поищу в библиотеках (переписать – любитель халявы) – если нет – закажу, потому как стоящая вещь. Это стоит сорока наших рублев (там советы для 0-6 месяцев, 6-12 мес. и для 1-3 года). Я видела первые 2 части диска на курсах, поэтому я знаю, что я его хочу.

И честно скажу – кассета неплохая, но то, что я была на курсах – это вещь. Были мы там целый день, весь день с нами была медсестра – специалист по этой программе. Вот. Мы там при ней кушали, игрались и потом она показывала эту технику – как укладывать детку в кроватке, без укачивания на руках и прочего. После демонстрации укладывала уже я сама, и после медсестра говорила мне – что у меня вышло правильно, что лучше подкорректировать, что можно добавить именно для Кати (так как она нас понаблюдала – какой Катя ребенок). Катерина уже на курсах проспала два раза – продолжительностью 2 часа и час 10 минут. Эта же техника направлена и на то, чтобы детка спала не минут по 30 в день (что не дает полноценного отдыха малышу), а по часу-два. И техники для разных возрастов (те разных псих. и физиологич. развитий) – разная. Но, повторюсь, если бы мне кассета попалась раньше – я бы уже имела результат и без курсов.

Техника Riveton для деток 0-6 месяцев.

Одно из основных отличий – мама не выходит из комнаты и мама поддерживает с ребеночком тактильный контакт, и, хотя деточка не на руках у мамы, детка все время чувствует мамины присутствие и поддержку.

  1. Уловите появление признаков усталости.
  2. Проведите минут 5-10 (по состоянию ребенка) в спокойных занятиях с деткой.
  3. Положите детку в кровать в предпочитаемую ею позу, при необходимости – укройте.
  4. Стоите рядом с кроваткой. При плаче ребенка похлопывайте (поглаживайте, слегка покачивайте одной рукой – выберите только одно движение) и (необязательно) произнося что-то успокаивающее (звук «чшшшш-чшшшшш», колыбельная...) (похлопывание можно заменить покачиванием кроватки (именно заменить, а не все вместе) (на мой взгляд, тактильный контакт лучше, чем покачивание кроватки – во-1, ребенок так отчетливее чувствует маму; во-2 – не у всех кроватки качаются и/или возникает необходимость уложить ребенка не у себя – скажем, в гостинице).

    Здесь я остановлюсь подробно. Под плачем я подразумеваю именно плач – когда это громко, со слезами и прочее (рыдания, истерика, извивания – все это сюда входит тоже как разные стадии плача). Все остальное – поскуливания, хныкания, подхныкивания, постанывания, подвывания (… – список продолжите сами) – это уже не плач; я это дальше буду называть хныканием. Так вот, действовать надо так: ребенок плачет – похлопывайте (поглаживайте, слегка покачивайте одной рукой – выберите только одно движение) и/или произнося что-то успокаивающее (звук «чшшшш-чшшшшш», колыбельная...). Плач затихает – ребеночек хнычет- убираете звук чшшшшш (если вы его чшшшикали), убираете движение руки (или рук) (т.е. перестаете его похлопывать, покачивать...), руку оставляете неподвижно на ребенке. Выжидаете еще сколько-то недолгих секунд – мягко отнимаете руку. Вот здесь очень важный момент – рука (руки) должна быть отнята ДО полного затихания детки, то есть вы отнимаете руку, оставляя ребенка как бы один на один с собой – еще когда он слегка хнычет. Важно это потому, что в этом случае ребенок успокаивается до полного затихания САМ (что нам и нужно). Если пропускать этот момент и убирать руку, когда деточка уже замолчала – получится, что возможности у ребенка научиться успокаиваться самому нет, и – более того – мы попросту заменяем укачивание на руках вот этим жестом. То есть раньше мама меня всегда укачивала, а теперь мама меня всегда будут похлопывать рукой и ее рука будет помогать мне заснуть, когда я буду просыпаться по шесть раз за ночь. Другими словами – цель рук – ПРИуспокоение детки, а не полное успокоение ребенка и не погружение его в сон. Шаг 4 проделывается в течение 15 минут.

    Тут есть такой момент, что маме самой удобненько так не отнимать руку от ребенка до полного его затихания (а то и засыпания), потому как при отнимании есть большая вероятность, что угасаемое хныкание (т.е. почти успокоившийся ребенок) перейдет снова в плач (а кому же хочется). Добрая я, скажу вам сразу – очень высока вероятность того, что ребенок-таки плакать и начнет. Скорее всего, что прежде чем дойти до стадии совсем спокойного ребенка, вы пройдете через несколько таких циклов – плач-затихание-отнимание руки-плач-затихание. Так что лучше настроиться на это сразу. Но я вам обещаю, что с каждым разом таких циклов будет все меньше и меньше (как и собственно, плача вообще). После отнимания рук, «накладывайте» на ребенка руки только в том случае, если хныканье действительно переходит в новый плач, а не просто тянется на одном уровне.

    Еще: есть вертлявые, беспокойные детки которым собственные движения не дают уснуть, угомониться. Таких деток можно одной рукой «придавливать» (скажем, захватить мягко ручки и прижать рукой их к груди; прижать свою руку к спинке...). Это ваша рука в процессе выполнения техники неподвижна. Давление на тело (плюс и источник тепла от руки) хорошо расслабляет. Второй рукой похлопываете (поглаживаете...). При отнятии рук действуете в таком порядке: «убираете» движение, производимое рукой-убираете эту руку-ослабляете давление второй руки-убираете вторую руку. Опять же – вторая рука убирается ДО того, как ребенок полностью успокоился.

  5. Если по истечении 15 минут ребенок все еще плачет навзрыд – берете его на руки и проделайте то, что делате обычно для успокоения детки (кроме кормления). Но! – не допускайте, чтобы ребенок заснул у вас на руках; как только состояние деточки стабилизировалось – снова положите его в кроватку и повторяйте всю процедуру снова. Это тоже очень важная штука – при выполнении техники ребенка нужно класть в кроватку еще неспящим (детка успокоилась, заметили, что головешка клонится к вашему плечу – аккуратненько укладывайте в кроватку – на этом этапе не страшно, если ребенок разбудится и начнет плакать/хныкать – повторяйте шаг 4).

    Если по истечении 15 минут ребенок хнычет и/или лежит спокойно (часто уже с осоловелыми глазками), то вы просто стоите рядом и ориентируетесь по его поведению. Часто после этой стадии деточка засыпает. Если детка после долгого периода спокойствия не засыпает, но расплакивается – возвращаетесь к шагу 4.

    Шаги 4-5 для дневного сна выполняются 4 раза. Если по истечении четвертых 15 минут детка не спит (и/или плачет) – вынимаете из кроватки и переходите к обычным занятиям. По наступлении следующего времяни сна – выполняете технику с самого начала. Шаги 4-5 для ночного сна могут выполняться до 6 раз после чего имеет смысл уложить ребенка привычным способом.

    Просыпания в течение сна

    Я уже говорила, что все мы просыпаемся в фазу быстрого сна. Очень часты жалобы, что ребенок спит минут 30-40 – и все. То бишь детка попросту спит один полный цикл, выплывает из сна во время REM и не может погрузиться обратно в сон. Так как техника направлена на обучение ребенка спать самостоятельно, проблема просыпания каждые 30-40 минут постепенно также сойдет сама на нет.

    Если просыпание произошло в течение дневного сна раньше, чем через час от засыпания (прошел один полный цикл сна – т. е. 30-40-50 минут)

    1. детка проснулась, вы слышите кряхи и поскрипывания из детской. Выжидаете 2 минуты, если детка не «самозаснула» – повторяете шаг 4 в течение 20 минут. Если через 20 минут ребенок не заснул (он при этом может быть спокойным или плакать) – берете его из кроватки и играете с ним (кормите, пр. – обычная ваша жизнедеятельность) до следующего отхода ко сну.
    2. если вы слышите из детской резкий, истошный плач (с места в карьер) – заходите в детскую немедленно, берете ребенка на руки и успокаиваете его, как обычно (кормление исключается). Но! – не допускайте, чтобы ребенок заснул у вас на руках; как только состояние деточки стабилизировалось – снова положите его в кроватку и повторяете шаг 4 в течение 20 минут. Если через 20 минут ребенок не заснул (он при этом может быть спокойным или плакать) – берете его из кроватки и играете с ним (кормите, пр. – обычная ваша жизнедеятельность) до следующего отхода ко сну.
    Если просыпание произошло в течение ночного сна, то
    1. детка проснулась, вы слышите кряхи и поскрипывания из детской. Выжидаете 2 минуты, повторяете шаги 4-5 – при необходимости до 5-6 раз. После шестой пятнадцатиминутки усыпите ребенка методом, который вы использовали раньше (возможно к этому времени необходимо кормление).
    2. если вы слышите из детской резкий, истошный плач (с места в карьер) – заходите в детскую немедленно, берете ребенка на руки и успокаиваете его, как обычно (кормление исключается). Но! – не допускайте, чтобы ребенок заснул у вас на руках; как только состояние деточки стабилизировалось – снова положите его в кроватку и повторяете шаги 4-5, при необходимости до 5-6 раз. После шестой пятнадцатиминутки усыпите ребенка методом, который вы использовали раньше (возможно к этому времени необходимо кормление).
    Не нужно после входа в детскую разговаривать с ребенком (даже одной-двух реплик достаточно для концентрации его внимания на «этом» мире), менять памперс (если только он не закакан), всречаться с деткой глазами, укрывать его (конечно, если ледяной холод, а детка раскрытая – то укрыть нужно). Если вашему ребенку помогает заснуть спеленутость, а сейчас он распеленут, допустимо не вынимая его из кровати, мягко перепеленать. Во время выполнения техники вы тоже не делаете вышеперечисленное, не вытираете слезки-слюни-сопли, и т.д. (конечно, можно поправить одежду-одеяло, если есть они, например, на лице, или одежда завернулась вокруг шеи). Все вы поправите-вытрите после засыпания ребенка.

    Если вы усыпляете маленького сОскососателя, то при выпадении соски из ротика (если вы видите потребность ребенка в ней), соску мож но/нужно возвращать на место.

    В этом деле крайне важен настрой и самомотивация, потому что придётся-таки столкнуться с детским плачем и своим чувством вины. Мне было очень трудно решиться, после второго продолжительного (и пока – ТТТ -последнего) плача я сама ревела крокодилицей. От себя предлагаю следующие мысли

    • отнеситесь к технике, как к выполнению определенной работы
    • поймите для себя, для чего именно вы это делаете. Плач и слезы могут уйти уже на 2-3 день (всем этого желаю), а если не достичь результата по технике – что будет иметь ваш ребенок? в моем случае это были плач перед и после сна, непродолжительный, не приносящий полноценного отдыха ребенков сон, дочкино вставание по нескольку раз за ночь, моя усталость и издерганность.
    • осознайте, что вы через немного болезненный метод, в общем-то даете своему ребенку большой подарок – качественный отдых и умение самостоятельно отходить ко сну.
    • если вы начали технику – проявите настойчивость (прежде всего с самими собой), так как иначе получится, что ваш ребенок плакал все это время зря, а вы, фактически, издевались над ним.
    • к технике можно подойти как к лекарству – не всегда лекарство бывает приятным и безболезненным, увы.

    Техника Riveton для деток 6-8 месяцев.

    • уложить детку в кроватку, если нужно – припеленать
    • 2 минуты в комнате, стоите рядом с кроваткой, можно петь колыбельную, покачивать кровать, детку не трогать, не разговаривать (даже утешая), избегать контакта глазами.
    • выйти на 2 минуты
    • 4 минуты в комнате, стоите рядом с кроваткой, можно петь колыбельную, покачивать кровать, детку не трогать, не разговаривать (даже утешая), избегать контакта глазами.
    • выйти на 4 минуты
    • 6 минут в комнате, стоите рядом с кроваткой, можно петь колыбельную, покачивать кровать, детку не трогать, не разговаривать (даже утешая), избегать контакта глазами.
    • выйти на 6 минут
    • 8 минут в комнате, стоите рядом с кроваткой, можно петь колыбельную, покачивать кровать, детку не трогать, не разговаривать (даже утешая), избегать контакта глазами.
    • выйти на 8 минут
    • 10 минут в комнате, стоите рядом с кроваткой, можно петь колыбельную, покачивать кровать, детку не трогать, не разговаривать (даже утешая), избегать контакта глазами.
    • выйти на 10 минут Здесь даются 10 минут как максимальное время.

    ОТСЕБЯТИНА.

    Чуток поделюсь уже собственным опытом.

    Хоть везде я и написала про детскую, на самом деле у нас все прекрасно проходит и в общей спальне. Мы будем переезжать через месяц, там у Кати будет своя комната, до обучения технике мы с Катей спали вместе, поэтому ничего менять сейчас я не стала. Днем я укладываю Катю на нашу постель, подсовываю ей под спинку подушку (так что она лежит как бы в три четверти – и не на боку, но и не на спине) и подтыкиваю одеяло (первый день после курсов я ее пеленала); дочь получается отвернута от меня (хотя и выворачивает головешку – глянуть на меня); я сама ложусь с другой стороны подушки. Получается, что у нас с Катей нет контакта тело-тело, моя рука удобно лежит на подушке и мне легко класть на Катю и убирать руку, в общем, красота.

    Я обнаружила, что легче нам это дается при спущенных шторах (не полная, конечно, темнота) и булькающем радио.

    Я практически не делаю пункт 2. Просто при появлении признаков усталости идем баюшки. Правда, я всегда активные действия – наш с ней смех, ползание, сильный массажик… – я делаю задолго то того, как Катя начинает уставать.

    Так как Катюша мало- и частоежка +маленький набора веса, рекомендуемый режим «сон-еда-игра» мы не совсем выдерживаем. Я так поняла, что самое главное – не кормить ребенка непосредственно перед сном (т. е. стараться покормить хотя бы минут за 20 до предполагаемого сна), чтобы не шло возбуждение. Так что у нас это обычно сон-еда-игра-еда-игра-сон. Ничего, все работает.

    Вечером (до того, как...) у нас было единственное беспроблемное засыпание – на груди (засыпание на ночь). Ложились мы вместе и сосала меня Катя по 40-90 минут (обычно это первые 7-15 минут – активное сосание с молоком, а потом уже просто ленивое полусосание с длительными паузами). Так как в период становления механизма самозасыпания нужно «самозасыпать» ребенка при каждом отходе ко сну, делаю так: мы так же ложимся вместе, так же кормимся. Я даю сосать Кате минут 40-45 (слежу при этом, чтоб она не отрубилась на груди), затем вынимаю сосок изо рта и аккуратненько змеюкой отодвигаюсь, быстро подтыкивая ей одеяло (т.е. эффект полуспеленотости + ко мне не сильно подползешь) и держу на готове руку для действий по технике. Рука моя вечерами пока не пригождалась

    Также делаю и при кормлении ночью.

    Несмотря на то, что можно с помощью этой техники ночные кормления убрать совсем, я одно оставила, так как вес набираем не очень.

Чтобы новорожденный ребенок уснул, родители его укачивают. Со временем этот процесс надоедает, и мама и папа задаются вопросом: как научить грудничка засыпать самостоятельно? На сегодняшний день существует несколько способов решения этого вопроса, что позволяет родителям выбрать наиболее приемлемый вариант.

О том, что делать, если грудничок плохо спит, задумывается большинство родителей. Многие с самого рождения приучают спать малыша в кроватке. От покачиваний новорожденный, как правило, засыпает.

Приучать младенца засыпать самостоятельно необходимо с полугода. Это объясняется сокращением количества кормлений крохи в ночное время. Дитя может более длительное время находиться в кроватке и не просить грудь у мамы. Чтобы не расстраивать нервную систему чада, необходимо обеспечить безболезненность данной процедуры.

Чтобы ребенок научился самостоятельно засыпать в кроватке, укладывать грудничка спать необходимо в одно и то же время. Это обеспечит дисциплину и приучит организм малыша к определенному режиму. Если чадо плохо засыпает, то перед сном родители должны выполнять определенные ритуалы, которые будут для крохи максимально приятными. Например, чадо необходимо научить спать в одной и той же пижамке. Ее одевание будет свидетельствовать о том, что необходимо ложиться спать.

Родители могут почитать любимую сказку или дать на ночь поиграться интересной игрушкой. Если малыш сильно капризничает, то его рекомендуется перед сном выкупать и сделать массаж. Грудничку можно приобрести оригинальный ночник, включение которого будет свидетельствовать о необходимости засыпать.

Если ребенок еще не может уснуть в кроватке, то в период его перекладывания нужно исключить возможность возникновения стрессовых ситуаций. В противном случае дети спят достаточно беспокойно. Это объясняется тем, что процедура для них неприятна.

Укладывать спать кроху без укачивания необходимо не более 10 минут. Более длительный процесс достаточно сложен для восприятия. В данном случае малыш будет спать беспокойно всю ночь. Если грудничок заснул раньше, то это очень хороший показатель. Когда родители увидят своего ребенка засыпающим, то необходимо выключить свет.

Перед тем как приучить грудничков засыпать самостоятельно, родителям необходимо ознакомиться с определенными правилами, что значительно облегчат этот процесс.

Универсальная методика доктора Спока

Если ребенок в 5 месяцев плохо спит, то его можно приучить засыпать самостоятельно по методике доктора Спока. В соответствии с ней малыша кладут в свою кроватку и рассказывают ему, что он должен спать со своим мишкой, зайкой и т. д. В таком возрасте чадо может не понимать, о чем ему говорят, но оценивает поведение родителей, которое в дальнейшем должно стать своеобразным ритуалом. Не стоит укладывать дитя раньше привычного для него времени – в данном случае малыш будет капризен.

Изначально ребенок будет выявлять свой протест. Несмотря на это, грудничка необходимо положить в кровать, рассказать об игрушках, выключить свет и покинуть комнату. Самостоятельно засыпать у новорожденных сразу не получается.

Именно поэтому родителям необходимо периодически заходить в комнату малыша. В первые дни проверять ребенка необходимо каждую минуту. Постепенно время посещения детской комнаты должно увеличиваться.

Если ребенок в пять месяцев развивается нормально, то он будет на несколько секунд просыпаться пару раз за ночью. Если при открытии глаз малыш видит, что ситуация в комнате не изменилась, то он их закрывает и спит дальше. Если раннее родители приучили его засыпать в коляске или возле маминой груди, то приучить ребенка к самостоятельному сну будет достаточно сложно, но все же возможно.

Эффективный метод Уильяма Сирс

Перед применением данного метода родители должны определить, что ребенок действительно готов засыпать самостоятельно. Об этом свидетельствуют определенные признаки. Если женщина прекратила грудное вскармливание или дает грудь новорожденному не чаще одного раза в день, то можно переходить к проведению процедуры.

Если малыш спит в ночное время 5 часов без пробуждения, то его можно научить засыпать самостоятельно. Данная процедура проводится только после появления у крохи зубов, хотя бы первых резцов, моляров или клыков. В противном случае спящий ребенок будет чувствовать боль и требовать помощи у мамы. Подходить к процедуре необходимо в том случае, если бодрствование малыша проходит на руках не более чем на 1/3. Предварительно необходимо научить чадо оставаться в комнате одному. Если он играется без беспокойств в течение 10 и более минут, то грудничка можно приучать к самостоятельному сну.

В большинстве случаев психологическая готовность ребенка к самостоятельному сну наблюдается в 1,5 – 2 года. В этом возрасте дети любят, чтобы им читали. Сказка перед сном – очень хороший ритуал, с помощью которого осуществляется разделение сна и бодрствования. В период чтения родители могут лежать возле крохи. После прочтения книги нужно придумать любую причину, чтобы встать с кровати. При этом необходимо учитывать, что повод должен быть весомым для малыша. Перед сном чаду необходимо в обязательном порядке пожелать спокойной ночи.

Не стоит пытаться уложить кроху пораньше, так как данные попытки в большинстве случаев неудачны . Родители должны быть готовы к тому, что ребенок может приходить к ним в комнату досыпать. Причиной этого может стать плохое самочувствие или плохой сон. Чтобы исключить ночные похождения, родители должны максимально ласково сопроводить ребенка в свою комнату. Очень часто с этой целью мама и папа ударяются в хитрости: просят малыша принести подушку или одеяло с его комнаты. Если малыша ничего не беспокоит, то он дойдет до своей кровати, ляжет на нее и снова уснет.

Категорически запрещено оставлять ребенка в кроватке, если он плачет. Это стрессовая ситуация, так как кроха не может понять, почему мама находится в соседней комнате, но не с ним. Если родители крепко спят или дом очень большой, тогда необходимо в комнате дитя поставить радионяню.

Дополнительная информация

Большинство родителей думает, что сразу же после того, как они покинут детскую спальню, малыш уснет. Но это далеко не так: практически все дети начинают плакать и звать родителей. В некоторых случаях может наблюдаться истерика. Это свидетельствует о том, что чадо борется за собственный комфорт. Если родители слышат детский плач, то выжидают короткий промежуток времени и все же мчатся на помощь малышу. После такого поведения мамы и папы ребенок понимает, что его план сработал. В данном случае будет осуществляться постоянное применение этого нехитрого приема.

В данном случае родителям рекомендуется использовать метод секундомера. С его помощью обеспечивается максимально комфортное обучение малыша спать самостоятельно. После выхода из комнаты родителям необходимо засечь три минуты. Если в этот период ребенок продолжает плакать, то необходимо зайти к нему в комнату. При этом доставать малыша из кроватки или брать на руки категорически запрещено. С малышом необходимо поговорить, вытереть ему слезки и успокоить. После пожелания приятных сновидений родители снова выходят из комнаты, только уже на 4 минуты.

Если ребенок не успокаивается, тогда необходимо повторить – зайти в комнату, успокоить малыша и выйти. После каждого выхода из комнаты режим выжидания должен быть продлен на минуту.

Категорически запрещается успокаивать чадо криком, так как это может испугать его еще больше. Родители должны разговаривать мягко и нежно. В соответствии со статистикой, в первый день ребенок уснет после 12 – 15 заходов в комнату. На второй день время отсутствия родителей необходимо увеличить на одну минуту. В этот раз придется зайти в комнату всего лишь 5 – 6 раз.

Приучить ребенка самостоятельно спать достаточно сложно, но вполне возможно. Родителям необходимо всего лишь набраться терпения, и по истечению нескольких недель необходимость укачивать малыша отпадет.

Как научить ребенка засыпать самостоятельно, да и зачем? Малыш любого возраста и так учится очень многому ежеминутно. Его всегда можно укачать, дать соску, позволить заснуть у груди, полежать с ним пока он не уснет. Так мы проявляем свою любовь и заботу, внимание, тепло и ласку к малышу.

Как научить ребенка засыпать самостоятельно, да и зачем? Малыш любого возраста и так учится очень многому ежеминутно. Его всегда можно укачать, дать соску, позволить заснуть у груди, полежать с ним пока он не уснет. Так мы проявляем свою любовь и заботу, внимание, тепло и ласку к малышу.

Однако в жизни каждой мамы настает момент, когда прежние уловки перестают работать.

Ребенок не укачивается, просыпается, как только его кладут в кроватку, спит только рядом с мамой, у которой еще столько дел! А тут еще и частые ночные пробуждения не дают выспаться даже ночью. Такие моменты действительно испытываю нас на прочность, причем не только маму, но и папу, который не получает нужного ему внимания и ласки, отдыха переда рабочим днем, старших детей, случайных жертв нашего недосыпа в виде продавщицы в магазине или неосторожного прохожего. Масштабы бедствия невозможно недооценить.

Как же уложить малыша, да еще и чтобы он поспал подольше?

Зачастую, причина сложных и длительных укладываний одна — неумение ребенка заснуть самостоятельно. Он постоянно полагается на помощь мамы (укачивания, кормления) или третьего предмета (соска, качели, машина), и когда этот «помощник» исчезает, ребенок просыпается, требуя продолжения режима усыпления. Так что, да, плохо засыпающий ребенок — это ваша вина, но хорошая новость в том, что это подтверждает и то, что вы хорошие родители! Вам очень долго было не в тягость укачивать, петь, вставать и укладывать вашу малютку. Вы были готовы дарить ей свою любовь и ласку по первому требованию, а иногда и от переизбытка чувств к ней.

Но время идет, и вы скорее всего уже понимаете, что пора поверить в ее (его) способность научиться этому важному делу — засыпать самостоятельно. Малыши растут и к 5-6 месяцам (а некоторые уже и сразу после четырех) неврологически готовы к освоению этого приема. Что уж и говорить о детках постарше — год, полтора, два.

Дело в том, что дети, как и взрослые, проходят несколько циклов сна — быстрый сменяется медленным. Новорожденные проводят большую часть времени в глубоком (медленном) сне, поэтому их так тяжело разбудить даже на кормление. Но когда ребенку исполняется 4 месяца, его организм перестраивается на «взрослый» режим сна. Теперь малыш спит циклами: быстрый сон — медленный (глубокий) сон. Полный цикл у детей младенческого возраста длится около 40-50 минут, и во время перехода к новому циклу они могут просыпаться на несколько секунд (взрослые тоже так спят, но мы сразу засыпаем и поэтому не помним этого) и… не суметь снова себя усыпить. Отсюда и появляются короткие дневные периоды сна в 40-50 минут, либо ночные подъемы каждый час.

Надо отдельно отметить, что самый глубокий сон наступает у малышей в первую половину ночи (некоторые могут счастливо проспать 3-5 часов с момента укладывания), а вот потом начинается бесконечная череда пробуждений — укачиваний — возвращения соски и т.д.

Основным препятствием для усвоения навыка самостоятельного засыпания становится наличие «костыля» или ассоциации, которые «помогают» малышу заснуть. Это может быть что угодно: соска, укачивание, пение, потребность, чтобы мама полежала рядом, бутылка. Я знаю семью, которая усаживала ребенка в машину и катала до тех пор, пока он не засыпал, повторяя этот трюк ежедневно по несколько раз! Другими словами «костыль» — это любой фактор или предмет на который ребенок не может повлиять самостоятельно.

Например, если ваш годовалый малыш отлично засыпает с соской и при этом в состоянии найти ее и вставить себе в рот, если она выпала посреди ночи — это не костыль и с соской бороться в целях сна нет нужды. Мой сын в 5 месяцев тоже отлично засыпал с соской во рту, но как только она выпадала он просыпался и плакал, т.к. не мог сам заставить ее вернуться на место, мне приходилось делать это за него, этот цикл мог повторяться до 18 раз за ночь — для него соска стала «костылем». Таких костылей может быть несколько у одного и того же ребенка: его могут укачивать, кормить до засыпания и давать соску одновременно. Представляете, как сложно такому малышу заснуть самому, когда за него это делали при помощи трех разных инструментов!

Приведу еще один пример: кратковременно просыпаясь между циклами сна, ребенок проверяет все ли вокруг так, как было при засыпании. Инстинкт самосохранения хочет увериться, что ему тепло, мама рядом, лежит он в том же месте, где и заснул, а не в медвежьей берлоге, куда его утащили, чтобы съесть. Если что-то изменилось — срочно нужно звать на помощь!

А теперь вспомните: вы укачиваете свое маленькое чудо, он засыпает у вас на руках, вы кладете его в кроватку и уже через небольшой промежуток времени бежите на зов и повторяете все снова. Знакомо? Но разве вас не встревожил бы тот факт, что, заснув на диване, вы проснулись в постели, или вообще у соседа? Вот, детям это тоже не нравится. С другой стороны, если малыш сам уснул в своей кроватке, он будет точно знать, что там он и должен быть и сможет спокойно продолжать сон даже после краткого пробуждения.

Другим (и едва ли не более сильным) препятствием часто является неверие родителей в то, что малыш уже готов засыпать сам. Мы видим, что наши детки рождаются такими беспомощными, знаем, что их всему нужно учить, и делим эти знания в соответствии с их возрастом и возможностями освоить новое (или нашим осознанием этих возможностей). А еще мамы часто слышат что-то вроде «ну, он же у тебя еще такой маленький!», «а ты как хотела, все дети часто просыпаются», «это нормально, вот мой стал спать всю ночь к 2,5 годам!». И это заставляет нас испытывать вину за то, что мы слишком многого хотим; убеждает нас, что годовалый ребенок ни у кого из существующих людей не спит всю ночь; укрепляет нас в мысли, что доля матери — терпеть и не спать ночами. Это вовсе не так!

Совместный сон ребенка с родителями в последнее время все чаще практикуется молодыми мамами и папами. Но однажды наступает момент, когда взрослые понимают, что ребенка пора перевести в свою кроватку. Взрослым необходимо свое личное пространство для сна, да и ребенку уже пора привыкать к собственному спальному месту. Все это понимают, но ничего поделать не могут - чадо, привыкшее с рождения с теплому маминому боку, категорически отказывается выселяться. Как приучить ребенка спать в своей кроватке, рассказывает известный детский врач и автор статей и книг о здоровье детей Евгений Комаровский.


Совместный сон - за и против

Совместный сон с мамой биологически вполне обоснован. Раньше женщины не ходили на работу, они занимались семьей. Много веков назад никто и не задумывался о том, где спать новорожденному - он всегда был рядом с матерью.

С развитием цивилизации взгляд на это несколько поменялся - родители поняли, что секс нужен не только для продолжения рода, но и сам по себе, да и утром папе и маме надо вставать на работу. Стало удобнее укладывать ребенка отдельно.



В последнее время многие психологи и неонатологи утверждают, что для ребенка более естественно спать рядом с родительницей. Тем самым поддерживается невидимая связь с ней. В качестве плюсов указывают на более стабильное эмоциональное состояние малышей, которые спят с родителями. Впрочем, маме это даже удобно - покормить кроху грудью можно в любое время ночи, не вставая с постели. Малыш не плачет - все, что ему надо, находится под рукой.


На этом польза заканчивается. Евгений Комаровский утверждает, что эта польза вообще преувеличена. А вот минусы вполне ощутимы для всех.

Во-первых, мама может нечаянно травмировать ребенка во сне, задавить его собственным весом. Такое случается нечасто, то все-таки имеет место быть. Во-вторых, зачастую не выдерживают отцы, которым не остается места на семейном ложе. Они переезжают на диван или в соседнюю комнату, а такой образ жизни, если он продолжается длительное время, чаще всего приводит к распаду семьи, к разводу, к ухудшению супружеских отношений. Так убедительные советы подружек и врачей практиковать совместный сон испортили жизнь не одной семье.


Мама, которая все время находится рядом с крохой, спит «вполглаза», чутко реагируя на каждое движение и писк, а потому фактически не высыпается. Усталость накапливается незаметно. Несколько месяцев такого «недосна» приводят к серьезным последствиям для физического и психического здоровья родительницы.

Ребенок, который привык сосать ночью грудь в любое время, требует продолжать ночные кормления даже после того, как ему исполняется 6 месяцев (в возрасте, в котором он биологически в ночном кормлении уже не нуждается). А потому робкие попытки мамы отказать ночью в приеме пищи приводят чаще всего к скандалу, крикам. Ребенок щипается, стучит ногами и руками по вымотанной родительнице и слышать не хочет ни о чем, что идет вразрез с привычным для него режимом.



Практиковать совместный сон или нет – решать только родителям. Если они готовы жертвовать своими нервами, своими интересами - никто не запрещает, лишь бы все члены семьи высыпались. Если у взрослых имеются и свои планы на эту жизнь (помимо воспитания ребенка), то лучше не начинать спать вместе с чадом.

Ни один ученый ни в одной области знаний пока не смог убедительно доказать или опровергнуть пользу совместного сна, а это значит, что все утверждения психологов о том, что дети, которые спали с мамой до самой школы, более уверенные в себе, успешные, спокойные, не соответствуют истине. Впрочем, утверждения противников совместного сна о том, что ночи, проведенные в отдельной кроватке, приучают ребенка к самостоятельности с пеленок, тоже ничем не подтверждаются.


Отдельный вопрос - в каком возрасте следует прекратить совместный сон, если он имеет место быть. Чаще всего педиатры говорят, что сделать это нужно до года, поскольку в полтора года перевести чадо в отдельную кровать будет значительно труднее.


Как отучить спать с родителями?

Если так вышло, что малыш привык спать с родителями, то маме с папой придется набраться терпения и собрать волю в кулак, чтобы отучить его от совместного сна. Евгений Комаровский рекомендует действовать решительно. Детскую кровать необходимо поставить рядом со взрослой. Кровать ребенка следует поместить как можно ближе к родительскому ложу. Когда наступает время ложиться спать, ребенка укладывают в детскую кроватку. Задача родителей - любыми методами физически пресекать попытки чада выбраться из нее и переместиться на привычное место.

Обычно дети в своих желаниях бывают очень настойчивыми, предупреждает Евгений Комаровский. Ничего необычного не произойдет, если ребенок в первый раз будет пытаться выбраться из кроватки на протяжении полутора-двух часов, пока не устанет и не уснет. А уснет он обязательно, ведь это обусловленная природой физиологическая потребность. Главное - набраться терпения и не отступать от задуманного, как бы жалобно ни ныл карапуз.


На следующий день протестная акция будет менее продолжительной, а через неделю – если ребенок и будет воевать перед сном за спальное место, то недолго (5-10 минут). Очень важно не менять своего родительского решения, тогда ребенок быстро поймет, что это - новая реальность, с которой надо смириться.

Менять свои планы на обретение независимости в ночное время не стоит даже в том случае, если ребенок на этой неделе умудрится заболеть. Стоит один раз взять его в свою постель, как весь процесс придется начинать сначала, только на этот раз кроха будет все настырнее и упорнее требовать вернуть его на место.


Как научить самостоятельно засыпать?

Родители, которые твердо решили отправить ребенка спать отдельно, могут столкнуться с другой проблемой - нарушением сна. Если раньше после вечернего кормления чадо спокойно засыпало рядом с родителями, то в собственной кроватке малыш может долго маяться, уставать, плакать, потом дольше спать, пропускать утреннее кормление, добирать время суточного сна днем. В результате начнет меняться режим дня малыша (не всегда в лучшую для родителей сторону).

Чтобы приучить ребенка быстро самостоятельно засыпать, говорит Евгений Комаровский, маме с папой понадобится не более 3 дней. Подготовьте несколько флаконов валерьянки (для себя) и спартанское спокойствие.

Засыпание будет быстрым и стабильным в том случае, если ребенок устал. Даже если половину ночи младенец протестовал против детской кроватки, кричал и просился к родителям, а под утро крепко уснул, Комаровский советует в 6-7 утра бунтаря будить. Как бы ни было жалко, но нужно будить малыша и развлекать его до 10-11 часов, пока кроха не устанет настолько, что спокойно уснет в своей кроватке сам, без уговоров, укачивания и песенок. Поспать ему следует давать не более полутора часов, после чего придется снова нещадно будить и гулять-развлекать еще 3-4 часа.


Вечером предпоследнее кормление должно быть небольшим, чтобы ребенок остался полуголодным. После массажа и прохладной ванны можно будет дать ему поесть побольше. Тогда уставший и наевшийся кроха с огромной долей вероятности быстро заснет и будет спокойно и крепко спать всю ночь.

Чтобы облегчить процесс перевода малыша на собственное отдельное спальное место, следует выполнять все ежедневные процедуры в строго определенной последовательности. Еда, занятия, массаж, гимнастика, купание, игры, прогулки - все должно быть по порядку, который неукоснительно соблюдается изо дня в день.