Анкетирование достоинства и недостатки. Виды опроса. Достоинства и недостатки. Определите, какая информация необходима

Контрольная работа по Психологии
Тема "Метод опроса в психологии"
Объем - 14 страниц
Год защиты - 2015

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ МЕТОДА ОПРОСА
2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ
ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК АЙЗЕНКА
ШЕСТНАДЦАТИФАКТОРНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (16PF) КЕТТЕЛА
МИННЕСОТСКИЙ МНОГОАСПЕКТНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (MMPI)
3. ДОСТОИНТСВА И НЕДОСТАТКИ МЕТОДА ОПРОСА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения.
Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.
Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос.
Рассмотрим в данной работе метод опроса.

1. Общее описание метода опроса
Опрос представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. лица, отвечающего на вопросы исследователя. Опрос является одним из самых распространенных, хотя и не очень надежных методов исследования личности. Цель опроса - выявить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях и явлениях действительности. Наиболее эффективно применение опроса в сочетании с другими методами, что позволяет существенно снизить исходный субъективизм полученных данных, а также повысить валидность и надежность применяемых опросников.
Различают три вида инструментального обеспечения метода опроса:
а) интервью,
б) опросники-анкеты
в) личностные опросники.
Интервью - представляет собой способ получения информации в процессе устной беседы. Метод интервью столь же древний, как и метод наблюдение. В психологии интервью применяют в клинической практике, при консультировании, при исследовании личности, в профессиональных и образовательных целях и т.д. Различают интервью свободное, т.е. не регламентированное формой (а иногда и темой) в ходе которого интервьюер создает для респондента комфортную коммуникативную обстановку, поощряя говорить свободно и непринужденно, и структурированное (или стандартизованное), по форме похожее на устно предъявляемый опросник и подчиненное определенной теме.
Интервью дает возможность получить информацию двух типов. Во-первых, можно наблюдать за респондентом, его речью, позой, мимикой, манерой вести себя с незнакомым человеком. Во-вторых, интервью позволяет получить данные о жизни человека, восприятии им прошедших и настоящих событий, их оценке, описании сопутствующих обстоятельств и т.п. Интервью нередко применяют и для установления тесного личного контакта с собеседником, чтобы обеспечить последующую работу с ним.
Опросники-анкеты берут начало в разработанных Ф. Гальтоном, К. Пирсоном и Дж. Кэттелом стандартизированных анкетах и шкалах порядка. Их разработки стали использовать другие исследователи при составлении самых разнообразных опросников-анкет, а также личностных тестов. Опросники-анкеты предназначены для получения такой информации о субъекте, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным чертам и особенностям. Таковы, например, биографические анкеты-опросники, опросники интересов, опросники установок и т.д.
Биографическая анкета-опросник предназначена для получения сведений из истории жизни человека, и ее применяют, когда нелегко провести интервью. Психологи-экспериментаторы используют тщательно разработанные биографические опросники для самых разнообразных целей, например для формирования относительно однородных подгрупп, классификации субъектов на основании их прошлого опыта, выявления групп со сходными интересами и т.п.
Опросники интересов предназначены для выявления профессиональных и образовательных потребностей испытуемых, а также задач профессионального отбора. При разработке опросников интересов пользуются косвенными методами, т.е. не формулируют прямых вопросов. Опыт показал, что ответы на прямые вопросы об интересах часто ненадежны, поверхностны и нереальны. Это происходит потому, что большинство людей недостаточно информированы о различных профессиях и видах деятельности, а кроме того, им мешают распространенные стереотипы о некоторых профессиях и их привлекательности.
Личностные опросники предназначены для исследования и измерения выраженности тех или иных индивидуальных особенностей субъектов. Их прототипом считают «бланк личностных данных» В. Вудвортса, разработанный им в годы Первой мировой войны (1919 г.) и предназначенный для выявления людей, страдающих неврозами и непригодных к военной службе. Методический подход Вудвортса был использован впоследствии многими исследователями для построения опросников, направленных на измерение черт личности, ее мотивов, ценностей, установок и т.п.
К настоящему моменту существует несколько сотен разнообразных личностных опросников, получивших широкое распространение в диагностических исследованиях во всем мире. Наиболее известные среди них - личностный опросник Г. Айзенка, шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттела (16PF), Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) и др.

2. Основные методики
Личностный опросник Айзенка
Личностный опросник Айзенка предназначен для исследования эмоциональной устойчивости и степени общительности субъекта. При разработке опросника Г. Айзенк опирался на допущение, что психические расстройства являются как бы продолжениями индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей. Так, например, нейротизм (или эмоциональная неустойчивость) при очень высоких показателях может свидетельствовать о развитии невроза (нервно-психического расстройства, в основе которого лежит нарушение значимых жизненных отношений человека). Экстраверсия характеризует общительность субъекта, стремление к широкому кругу знакомств, легкость, импульсивность, оптимизм, слабый контроль над эмоциями и чувствами. Интроверсия, напротив, характеризуется спокойствием, самоуглубленностью, застенчивостью, любовью к порядку, высоким самоконтролем.

Шестнадцатифакторный личностный опросник (16PF) Кеттела
Шестнадцатифакторный личностный опросник (16PF) Кеттела был впервые опубликован в 1950 г. Далее постоянно совершенствовался и сейчас существует в двух эквивалентных формах (А и В). Опросник содержит 187 утверждений и предназначен для людей от 16 лет и старше. Имеются также варианты опросников для детей и подростков. Особенность подхода Р. Кеттела к разработке опросника в том, что он собрал все имеющиеся в языке описания личностных черт человека и далее с помощью специального статистического метода (факторного анализа) свел их к серии из 16 факторов, каждый из которых построен на биполярной основе и измеряется с помощью шкалы порядка в интервале от 1 до 10 (баллов). Четыре фактора второго порядка являются генеральными и вычисляются на основе шестнадцати факторов первого порядка.

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI)
Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) - один из самых известных и употребляемых личностных опросников. Был разработан С. Хатуэем и Дж. Маккинли (1940) и состоит из 550 утверждений, отвечая на которые испытуемый решает, «верно» или «не верно» каждое утверждение опросника по отношению к нему. Основанием для классификации исследуемых личностных свойств послужила классификация психических заболеваний, предложенная Э. Крепелиным. Для определения нормативных показателей опросник предъявлялся большой группе здоровых людей. Затем эти показатели сопоставлялись с показателями, полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно различали здоровых и каждую из изученных групп больных людей. Эти утверждения объединили в 10 шкал, назвав их в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована. К примеру: шкала ипохондрии отражает отношение обследуемого к своему здоровью, шкала депрессии определяет степень субъективной депрессии и душевного дискомфорта, шкала истерии определяет симптомы, присущие лицам с истерическими расстройствами, когда, например, используются симптомы физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций (я часто ощущаю «комок» в горле; считаю, что большинство людей способно солгать, если это в их интересах; я никогда не падал(а) в обморок и т.п.). Шкала психопатии определяет симптомы поведения, нарушающего социально приемлемые нормы и т.д. Спецификой MMPI является наличие трех шкал контроля, представляющих собой способ проверки небрежности, непонимания, фальсификации ответов, а также отношения к опроснику.
Такова, например, шкала «лжи», которая выявляет установку испытуемого представить себя в более благоприятном свете, т.е. оценивает искренность субъекта. Если данные, полученные по этой шкале, превышают определенную величину, то обследование считается недостоверным.
Кроме десяти основных клинических шкал, на основе MMPI создано около 400 дополнительных шкал, например академических способностей, лидерства, социальной ответственности, впечатлительности, способности к достижению цели и т.д.
Относительная простота применения опросников и легкость обработки полученных данных создают иллюзию, что исследователь всегда получает объективные и достоверные знания о личности. Однако это далеко не так, и нередко результаты получаются фальсифицированными. Некоторые испытуемые стремятся дать о себе неверные сведения. Например, обнаруживают иногда но тенденцию выбирать социально одобряемые варианты ответов, чтобы выглядеть приемлемыми для окружающих.
Обычно результаты обследования бывают более достоверными, когда испытуемый заинтересован в получении объективной диагностической информации и когда он доверяет экспериментатору.

3. Достоинтсва и недостатки метода опроса
Достоинства.
- возможность получения информации непосредственно от участников события
- опрос позволяет получать информацию по широкому спектру тем (практически неограниченному)
- опрос позволяет собирать информацию от любого количества респондентов (неограниченное число информантов)
Недостатки.
- сбор информации вне «естественной» ситуации (Парадокс Лапьера – люди не всегда делают то, что говорят),
- любая информация, получаемая в ходе опроса, не лишена субъективизма, связыванного с давлением социальной одобряемости.
- провоцирует на высказывание ответа, даже ели респондент не компетентен в том или ином аспекте
Преимущества и ограничения основных методик
1. Личное интервью.
Достоинства.
- Высокая достижимость запланированной выборки респондентов
- Возможность использования сложных вопросов (схемы, таблицы, разные блоки для разных респондентов)
- Возможность варьирования последовательностью вопросов
- Интервьюер может давать пояснения, комментарии, добиваться ответов на большинство вопросов
- Можно использовать наглядные материалы (карточки, образцы продукции)
- Интервьюер позволяет дольше удерживать внимание респондента
- Относительно высокая скорость сбора данных
- Возможность наблюдения за респондентом
Недостатки.
- Относительно более дорогой
- Возможны искажения из-за эффекта интервьюера (например, влияние социально-демографических характеристик интервьюера на получаемый результат. Например, средний доход у нестарых мужчин находится в прямой зависимости от размеров сисек интервьюера)
- Отсутствие возможности личного контроля интервьюера
2. Телефонный опрос
Достоинства.
- Высокая оперативность получения результатов (короткий полевой этап)
- Высокий контроль за работой интервьюера
- Меньшее влияние интервьюера
- Высокий уровень телефонизации => широкий географический охват
- Относительно низкая стоимость
- Возможность одновременной обработки данных (моментальная компьютеризация и формирование массива данных)
Недостатки
- Ограничение на длительность
- Необходимость максимально простых вопросов
- Невозможность демонстрации респонденту наглядных материалов
- Опасность смещений выборки из-за низкого уровня телефонизации (или, например, из-за большого количества незарегистрированных в справочниках номеров)
3. Почтовый опрос
Достоинства.
- Респондент может выбирать удобное для него время

- Широкий географический охват
- Легкость формирования выборки
- Относительно низкая стоимость сбора данных
- Более высокая анонимность
Недостатки.
- Низкая достижимость (около 5-10%)
- Длительный полевой этап
- Невозможность пояснений в ходе опроса
- Необходимость простоты формулировки вопросов и заполнения
- Отсутствие контроля за порядком заполнения и за процессом заполнения (например, анкета-кентавр: заполняют разные люди или коллегиально)
- Ограничение на объем анкеты (не более 30 вопросов)
- Невозможность получения дополнительных данных о респонденте в ходе наблюдения
- Смещение выборки (в сторону хорошо образованных людей, умеющих «ручку в руках держать»
4. Прессовый опрос
Достоинства.
- Четкая переадресация анкеты определенной аудитории
- Отсутствие влияния интервьюера
- Низкая стоимость полевого этапа исследования
- Чрезвычайно широкий первоначальный охват аудитории
Недостатки.
- Те же, что и в почтовом опросе
- Максимальная краткость анкеты (не более 5-7 вопросов)
- Необходимость стимулирования ответов
- Невозможность потенциального обращения к конкретному респонденту
- Невозможность реализации какой-либо выборки, кроме стихийной
5. Интернет-опрос
Делится на on-line (на сайте вывешивается вопросная форма) и off-line (в виде файла высылается на адрес потенциального респондента).
Достоинства.
- Возможность использования самых разнообразных наглядных материалов
- Возможность охвата специфических аудиторий
- Моментальная обработка собираемых данных
- Низкие затраты на полевой этап и обработку данных
Недостатки.
- Вынужденная краткость анкеты
- Невозможность проверить искренность получаемых ответов
- Смещение выборки, которое сложно оценить
6. Самостоятельное заполнение
Во многом сходно с почтовым опросом.
Достоинства (помимо тех, что в почтовом)
- Большой контроль возврата анкет
- Относительно дешевле, чем личный опрос
- Довольно быстрый сбор информации
- Как правило высокий возврат

Заключение
Опрос – именно такой метод в настоящее время является одним из превалирующих в области психологии. Именно так специалисту проще всего получить конкретную информацию для анализа. Опрос, как правило, заключается в процессе получения ответов на список важных вопросов из той области, в которой проводится исследование. Как правило, опросы решают массовые задачи, ведь специфика их проведения позволяет в короткие сроки получить сведения не от одного индивида, а от группы людей. Методы опроса по виду делятся на стандартизированные и нестандартизированные. Первые позволяют получить только самые общие впечатления о каком-либо деле, когда как в последних отсутствуют какие бы то ни было точные рамки, и в данном случае исследователь способен менять ход опроса непосредственно в процессе, в зависимости от реакции респондента. В этом отношении опрос как метод психологического исследования может быть использован в самых разных целях и позволяет производить анализ всевозможных аспектов человеческой психики.
Важная характеристика метода опроса заключается в том, что специалист должен составить такие программные вопросы, которые соответствуют основной задаче, но при этом для понимания доступны только специалистам. Эти вопросы в дальнейшем формируются на простом языке.

Список литературы
1. Маклаков А. Г.Общая психология. – СПб.: Питер, 2004.
2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2001.
3. Общая психология. Учебник / под редакцией Карпова А.В. - М.: Гардарики, 2002. с 43
4. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в психологию.- М.: ИНФРА-ДАНА, 2003. – С. 108
5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2001. с 32
6. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.: ЮНИТИ, 2004. – С. 125

Разнообразные анкетирования являются наиболее распространенными методами получения начальной информации по какому-то определенному направлению. Основные виды опроса характеризуются оперативностью получения результатов, экономичностью, простотой. Данные параметры сделали подобные исследования востребованными среди политических деятелей, предпринимателей, школьных учителей. Для получения достоверных виды вопросов в опросе подбираются с учетом возраста респондентов и уровня их образования.

Формы проведения

В зависимости от функций, возлагаемых на опрос, его можно проводить в двух вариантах:

  • интервью;
  • анкетирование.

Особенности социологического опроса

Социологический опрос представляет собой вариант первичной социологической информации. Основные его виды основаны на опосредованной либо непосредственной связи между респондентом и исследователем. Целью подобной взаимосвязи будет получение от респондента конкретных данных в форме ответов на поставленные вопросы.

Сущность методики состоит в общении прямым либо косвенным способом через анкетера с группой людей (респондентами). Практически все виды социологического опроса предполагают вопросно-ответный диалог. Специфика подобного общения заключается в том, что оно не только должно четко соответствовать алгоритму, но и учитывать, что в качестве участников будут выступать простые люди, отвечающие на вопросы с применением своего житейского опыта. Виды социологического опроса подбирают в зависимости от целей исследования, требований к надежности и достоверности изучаемой информации, организационно-экономических возможностей.

Значение социологических исследований

Такой опрос играет особую роль в разнообразных социологических исследованиях. Основным его предназначением является получение социологической информации о состоянии коллективного, личного, общественного мнения, а также о фактах, оценках, событиях, непосредственно связанных с деятельностью респондентов. Ученые убеждены в том, что почти 90 процентов важной эмпирической информации поступает именно в результате социологических исследований. Различные виды опросов признаны ведущим исследований сознания людей. Особенно важны они для анализа социальных процессов, а также тех явлений, которые малодоступны при простом наблюдении.

Классификация контактов с респондентами

В настоящее время принято подразделять виды опросов на несколько основных групп:

  • личные беседы (face-to-face опросы);
  • квартирные (проводятся по месту непосредственного жительства респондентов);
  • уличные (проводят на улицах, в торговых центрах);
  • вариант с центральной локацией (hall-test).

Дистанционные опросы

Они предполагают получение информации удаленным путем. Существует определённая классификация данных опросов:

  • интернет-опросы;
  • телефонные беседы;
  • самозаполняемые анкетные формы.

Проанализируем особенности дистанционных форм: телефонной беседы и интернет-опроса.

Телефонный опрос

Подобные виды опросов незаменимы в тех ситуациях, когда осуществляются установочные исследования. Также подобные варианты используются для территорий, существенно удаленных друг от друга. Как проводится телефонное исследование? Для начала потребуется создание максимально возможной базы телефонных номеров кандидатов в респонденты. Далее случайным образом из созданной телефонной базы выбирают несколько номеров, которые станут непосредственными участниками данного исследования.

Преимущества подобного варианта опроса:

  • быстрота выполнения;
  • незначительная стоимость исследований;
  • использование в опросе довольно большой по площади территории;
  • возможность привлечения к исследованиям разных групп респондентов;
  • отсутствие проблем с контролем качества работы интервьюеров.

Среди основных недостатков телефонных исследований отметим существенные ограничения длительности интервью. Кроме того, подобный вариант не всегда возможен, так как во многих населенных пунктах России существуют проблемы с телефонными линиями. Если анализировать современные виды опросов, то самым оперативным будет именно телефонный вариант. Он дает возможность выявить мнение разных групп населения по всем вопросам. Существует подразделение таких вариантов опроса по типу применяемых респондентов: интервью с юридическими лицами, опрос физических лиц.

В телефонном интервью выделяют определенные этапы:

  • разработку анкет;
  • создание выборки.

В зависимости от цели исследования выборка может быть целевой, когда подбирают абонентов по определенным критериям: возрасту, занимаемой должности. Подобные виды опроса граждан осуществляют обученные заранее интервьюеры. Они слушают ответы абонента, заносят их в специальную электронную либо печатную анкету. Далее осуществляется обработка анкет, создание таблиц, построение графиков и диаграмм. Специалисты проводят аналитическую обработку полученных данных, предоставляют заказчику отчет. В нем все ответы респондентов распределены по определенным группам, таблицы сопровождаются основными выводами. Результативными будут телефонные опросы в тех населенных пунктах, в которых телефонизировано больше 75 процентов населения. Иначе сложно будет вести речь о достоверности той информации, что будет получена в результате анкетирования.

Для чего проводят телефонные опросы

Такие виды анкетного опроса предназначаются для выявления отношения населения к определенным маркам, товарам, компаниям. Телефонный опрос дает возможность получать оперативно информацию о том, как реагирует рынок и потребители на действия конкурентных компаний. Такое исследование гарантирует без существенных финансовых затрат выполнять анализ рынка до начала, а также после завершения рекламных акций, выявлять эффективность проведенных мероприятий.

По итогам телефонного анкетирования нельзя собрать глубинный материал, так как есть ограничения по степени сложности вопросов, времени разговора. Такое исследование не подходит для изучения доходов компании, анализа работы руководящего состава.

Интернет-опрос

Проанализируем разные виды интернет-опросов, которые позволяют собирать социологическую информацию по конкретным фактам, событиям online.

Учитывая многомиллионную армию пользователей интернета, такой вариант исследования достаточно эффективный и дает неплохие результаты. В качестве основных преимуществ подобного опроса отметим его оперативность. Есть у этого тестирования и свои недостатки, о которых также следует упомянуть. На результаты влияет посещаемость тех площадок, на базе которых проводится анкетирование. Разработчикам сложно контролировать действия респондента, поэтому результаты являются весьма сомнительными.

К концу прошлого века Всемирная паутина стала применяться многими социологами для осуществления серьезных исследований, касающихся актуальных вопросов. Информацию можно получать из всех стран мира и даже с разных континентов. Благодаря интернет-технологиям ускоряется сбор начальной информации для проведения исследования различных социальных процессов. ИТ позволяют проводить экспертные опросы, персональные интервью, виртуальные фокус-группы. В нашей стране социологические опросы, проводимые через интернет, пока считаются редким явлением. В европейских странах такие анкетирования проводят гораздо чаще, заменяя ими устный опрос. Виды устного опроса, применяемые в обычном интервью, не позволяют за короткий отрезок времени получить нужные результаты. Сетевые исследования имеют определенные преимущества в сравнении с традиционными формами.

Преимущества интернет-опросов

Подобные исследования дают возможность экономить материальные и человеческие ресурсы, а также время, получая данные высокого качества. Решающим фактором становится именно экономия ресурсов при осуществлении интернет-анкетирования. Традиционные формы не привлекают респондентов, так как приходится отрываться от текущей деятельности. Если анкета представлена на нескольких страницах, далеко не у всех людей хватает терпения на то, чтобы дочитать ее до конца. Минус бумажного опросника и в том, что он не позволяет респонденту оценивать промежуточные итоги тестирования.

Интернет-тесты предоставляют индивидуальную обратную связь после завершения анкетирования, стимулируя респондента к систематическому участию в подобных опросах. У опрашиваемых пользователей Сети формируется положительное отношение к таким исследованиям, возникает желание привлекать к ним друзей, коллег. Ученые выделяют и экологическую валидность интернет-опросов. При интервьюировании человек находится в привычных для него, комфортных условиях. Пройти опрос можно в любое удобное время, поэтому желания поскорее отделаться от анкеты у респондентов не возникает. Методика такого исследования предполагает визуальный прямой контакт между респондентом и социологом. В результате создается такая коммуникативная ситуация, при которой нет психологического дискомфорта. Отсутствие принуждения, стеснения, неловкости, нервозности, характерных для классического опроса, гарантирует откровенные и полные ответы на вопросы, предлагаемые в анкетах.

Проблемы, связанные с употреблением алкоголя, наркотических средств, самоубийством, сложно выявлять обычными опросами, так как многие рассматривают это как попытку вторжения в частую жизнь. Традиционные методы не гарантируют анонимности респондентов, поэтому с проблемой открытости справляется интернет. В отличие от бумажного интервьюирования электронные опросы имеют развёрнутые и детальные ответы. Данная методика открывает новые горизонты для Есть и определённые технические и методологические проблемы в использовании интернет-анкетирования.

В первую очередь нужно отметить ограниченность числа людей, имеющих свободный доступ к интернету. Кроме того, виды анкет опроса имеют определеные рамки по тематике и не подходят для осуществления глобальных исследований. Среди технических проблем отметим ограниченность предлагаемых вариантов ответов. Когда респондент вписывает свой вариант, возникают сложности с обработкой результатов анкетирования. Есть проблемы и с программным обеспечением, возможно существенное искажение полученных результатов. Часть респондентов отвечает на одну и ту же анкету несколько раз, особенно если анкетирование предполагает материальное вознаграждение. В результате объективность результатов снижается, нельзя говорить об их достоверности.

Сравнение телефонного анкетирования и интернет-опроса

Сравнивая эти виды, способы опроса, социологи отдают предпочтение интернет-технологиям. Телефонные интервью часто сопровождаются отказом со стороны потенциальных респондентов. Примерно 10-15 процентов соглашается принимать участие в исследованиях, остальные люди просто кладут трубку. Интерес к опросам отсутствует, так как у опрашиваемых людей нет материальной заинтересованности. Интернет-анкетирование сталкивается с техническими проблемами, оно недоступно для удаленных от коммуникаций деревень.

Опросы в школах

Самые распространённые виды опроса на уроке: фронтальный, индивидуальный. Проанализируем отличительные особенности каждого варианта проверки теоретических знаний и практических навыков учащихся, применяемых педагогами образовательных учреждений. подходит для быстрой проверки домашнего задания. Например, педагог может задавать ребятам вопросы, включая в работу весь класс. Такие виды опроса на уроке позволяют учителю за небольшой временной промежуток оценить знания учащихся, полученные ими практические навыки.

Для уроков химии и физики подходят тематические диктанты. Учителем предлагаются вопросы, ответами на которые будут формулы либо единицы измерения физических (химических) величин. Проверку диктанта также можно провести фронтально, вызывая к доске «по цепочке» каждого ученика класса. Такой опрос займет считаные минуты, при этом позволит оценить практически всех учеников в классе. Преподаватели гуманитарных дисциплин (истории, обществознания, русского языка, литературы) отдают предпочтение индивидуальным опросам. Безусловно, анкетирование используют в своей работе не только учителя, но и сами ученики. Занимаясь внеурочной деятельностью, работая над собственным исследованием, проектом, ребята применяют разные виды опроса, виды интервью. Сначала педагог объясняет ребенку специфику проведения анкетирования, и только после этого юный социолог приступает к собственным исследованиям.

Среди нюансов, на которые важно обратить внимание при подготовке к социологическим опросам, можно выделить их полную анонимность. Например, ребенок путем анкетирования выясняет, какие шампуни предпочитают приобретать его одноклассники, педагоги, родители. Далее юный ученый проводит собственное исследование в химической лаборатории, вооружившись научными методами, он выясняет эффективность этого продукта. На следующем этапе работы он сравнивает итоги анкетирования с результатами эксперимента, сопоставляет их.

В современной школе опросы стали привычным явлением, без них не обходится ни одно мероприятие. Например, чтобы оценить степень комфортности в классе, психолог предлагает ребятам ответить на вопросы анкеты. Затем выполняется обработка полученных результатов, анализируется психологическое состояние коллектива. При прохождении педагогом квалификационных испытаний также предусмотрено анкетирование родителей, учеников, коллег по работе. Полученные результаты оформляются в виде графика либо диаграммы, прикладываются к о соответствии педагога заявленной категории. Среди последних инноваций, используемых в процессе обучения, можно отметить итоговые испытания для выпускников основной и средней школы, предлагаемые в виде тестов.

Заключение

В настоящее время во всех сферах деятельности человека используются различные виды методов опроса: телефонные интервью, интернет-опросы, фронтальные беседы. В зависимости от предназначения подбираются оптимальная форма, вид, длительность анкетирования. Синтезом интервьюирования и анкетирования является телефонный опрос. Его в основном применяют во время рекламных и избирательных кампаний. Опросы используются наукой для решения практических задач. Статисты уже давно пользуются подобными методами для сбора информации о трудовых ресурсах, структуре, семейных расходах.

Журналисты подобную методику применяют для определения рейтинга передач, публикаций. Тележурналисты не выбирают респондентов по определенным признакам, поэтому результаты исследований существенно искажены. Учителя применяют опрос воспитанников как вариант контроля усвоенных знаний, проверки домашних заданий. Врачи осуществляют опрос первичный пациентов, выясняя информацию об имеющихся заболеваниях. Задаваемые вопросы должны учитывать психологические особенности респондентов, ситуацию, сложившуюся перед беседой. Продумывая опрос, социолог выбирает один из вариантов: анкетирование либо интервью. Учитывая, что интервью может быть индивидуальным и групповым, заранее выбирается его форма.

Распространённым вариантом анкетирования является раздача респондентам анкет. Проводить подобный опрос можно по месту жительства, работы респондентов. Так, оценка качества и эффективности работы органов коммунальной сферы предполагает опросы жильцов. Анкета подразумевает определённый набор вопросов, в каждом из которых отражены определенные задачи исследования. Анкета имеет вводную часть, в ней содержится обращение к респонденту, поясняются цель и задачи опроса, краткая характеристика предполагаемых результатов, их польза. Также в анкете должна быть указана степень анонимности проводимого опроса.

Для того чтобы анкета была полноценной, она должна иметь подробную инструкцию по заполнению, название, место и год издания.

Полноценная социально-статистическая диагностика дает возможность получать информацию о разных социальных и экономических преобразованиях, деятельности муниципальных и государственных органов управления, воздействии на молодежь телевидения и радио.

Достоинства и недостатки трех главных методов опроса

Опрос

Достоинства и недостатки

Основные недостатки метода глубинных интервью связаны со сложностью поиска интервьюеров. В первую очередь, для проведения глубинных интервью требуются квалифицированные специалисты, которых нелœегко найти. Далее, на качество результатов интервью сильно влияет личность и профессионализм интервьюера. И, наконец, сложность обработки и интерпретации полученных в ходе интервью данных, как правило, требует привлечения для их анализа специалистов-психологов.

Достоинства. С помощью глубинных интервью можно получить более полную информацию о поведении человека, о причинах такого поведения, его глубинных мотивах, что не всœегда возможно в фокус-группе, где респонденты оказывают давление друг на друга и сложно определить, кто именно дал тот или иной ответ.

предполагает выяснение мнения респондента по определœенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом.

Метод Достоинства Недостатки
Почтовый опрос
  • низкая стоимость
  • легкость организации опроса
  • доступен для малой группы исследователœей
  • при заполнении анкеты отсутствует влияние на респондента со стороны интервьюера
  • бывают использованы иллюстрации
  • смещение выборки за счёт ʼʼсамовыборкиʼʼ: в почтовых опросах чаще участвуют лица, располагающие свободным временем и заинтересованные в теме опроса
  • респондент не может уточнить у интервьюера вопросы
  • низкое качество ответов на открытые вопросы
Телœефонное интервью
  • низкая стоимость
  • опрос должна быть проведен достаточно быстро
  • пригоден для сбора как фактических данных, так и данных, характеризующих отношения
  • возможен централизованный контроль за ходом опроса
  • охватывает только людей, имеющих телœефон
  • не бывают показаны вопросник и иллюстрации
  • по телœефону трудно поддерживать интерес более 15-20 минут
  • трудно задавать сложные вопросы
Личное интервью
  • есть возможность продемонстрировать продукт
  • сравнительно легко удерживать внимание респондента в течение долгого времени
  • появляется возможность слушать живую речь респондента
  • легко задавать сложные вопросы
  • высокая стоимость
  • присутствует влияние интервьюера на респондентов
  • требуется большая команда квалифицированных интервьюеров
  • низкий уровень контроля за работой интервьюера

Личное интервью (face-to-face)

Опрос в форме личной беседы между интервьюером и респондентом. Личное интервью незаменимо в том случае, когда респонденту в ходе опроса крайне важно предъявить значительный объём наглядной информации.

Достоинства и недостатки трех главных методов опроса - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Достоинства и недостатки трех главных методов опроса" 2017, 2018.

Плюсы и минусы анкетирования online

Анкетирование - один из аспектов современного маркетингового исследования. В наше время очень удобно проводить различные опросы в сети Интернет - это намного быстрее и продуктивнее, чем стандартные опросы на улицах мегаполисов.

Интернет удобен тем, что он сближает анкетируемого и интервьюера, ставит их на один уровень. Также при помощи современных технических средств обработка анкет проходит намного быстрее, чем раньше, ведь сейчас на это тратится несколько часов, а раньше было необходимо обрабатывать анкеты в течение нескольких дней. Это - несомненный плюс данного виду проведения опросов.

Естественно, наряду с плюсами существует ряд минусов. К ним относится и целевая аудитория Интернета. Во-первых, глобальной сетью даже в наше время пользуется далеко не каждый человек, особенно среднего и пожилого возраста. Так, например, компании, желающей знать мнение не только молодежи, но и пенсионеров, необходимо проводить обычные опросы или же комбинировать Интернет-анкетирование и опросы на улицах. Но, если же вы желаете узнать мнение именно пользователей Интернета, удобнее конечно разместить свой опрос на одном из сайтов, связанных тематикой с рядом ваших вопросов. Также существует проблема смещения выборки при Интернет-опросах.

Естественно, чем больший процент населения страны проводит время в Глобальной Паутине, тем меньшим будет смещение. Так, например, в Америке эта проблема не столь остра, ведь более 69% населения этой страны являются активными пользователями Интернета. Но все же серьезные базовые исследования стоит проводить не только online, но и в режиме реальной жизни.

Подведем итоги

Итак, Интернет-анкетирование является удобным, быстрым и недорогим способом проведения исследований. Но такие опросы, возможно, не покажут нам всей картины, так как не все люди пользуются Интернетом. Использование online анкетирования часто удобно для экспресс-опросов. Проведение же крупных исследований должно включать как опрос пользователей Интернета, так и той части аудитории, которая не пользуется Интернетом.

Часто Интернет-опросы используются для раскрутки сайтов или для заработка денег. Так, например, западные компании платят за заполнение анкет, потому что для них этот способ является наиболее территориально-удобным исследованием рынка. На Западе этим занимаются определенных социологические компании, в обязанности которых входит опрос аудитории, обработка данных и предоставление их клиентам. Существует множество сайтов, на которых можно пройти подобные опросы и получить за это деньги. Между прочим, в развитых странах не проводят опросы по телефону. Иностранные маркетологи считают их менее достоверными и неудобными.

Наиболее распространенным методом сбора первичной маркетинговой информации является опрос. Он используется примерно в 90% исследований.

Опрос - это метод сбора первичной маркетинговой информации, предусматривающий, во-первых, письменное или устное обращение исследователей к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых отражает изучаемую проблему, и, во-вторых, регистрацию, статистическую обработку и интерпретацию полученных ответов.

Цель опроса состоит в том, чтобы выяснить субъективные мнения людей, их предпочтения, убеждения, установки в отношении какого-либо объекта.

Поэтому применение метода опроса позволяет:

идентифицировать потенциальных потребителей;

осуществить сегментацию рынка в соответствии с качественными и количественными характеристиками потребителей;

оценить осведомленность, восприятие, отношение и требования потребителей относительно продукта (предприятия), его характеристик, цены и других элементов комплекса маркетинга;

выявить предпочтения потребителей по товарным маркам;

изучить поведение и мотивацию потребителей, покупательские решения и процесс их принятия;

установить факторы, влияющие на поведение потенциальных потребителей, и возможности управления ими;

оценить эффективность воздействия на потребителей маркетинговых программ, приемов и инструментов;

отследить динамику потребления, предпочтений, потребностей, установок и убеждений потребителей;

выявить характеристики потребителей (социально-демографические, психографические, поведенческие) и т.д.

Достоинство этого метода состоит, прежде всего, в практически неограниченной области его возможного применения. Так, этот метод позволяет получить данные не только о текущем поведении объекта, но и о его поведении в прошлом и намерениях в будущем .

Опросы практически не имеют альтернативы в тех случаях, когда фирма нуждается в информации о знаниях, убеждениях и предпочтениях потребителей, о степени их удовлетворенности, об имидже фирмы и т.п.

Этим, прежде всего, объясняется широкое применение при проведении маркетинговых исследований этого метода. К недостаткам этого метода относится относительно большая трудоемкость и значительные затраты на проведение опросов, а также возможное снижение точности полученной информации, обусловленное неправильными или искаженными ответами.

В зависимости от типа респондентов различают массовые и специализированные опросы. В массовом опросе основным источником информации выступают различные категории населения, профессиональная деятельность которых не связана с предметом анализа. В специализированных опросах главным источником информации являются компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом исследования. Отсюда следует еще одно широко используемое название таких опросов - экспертные. К ним чаще всего обращаются на начальных этапах маркетинговых исследований, когда необходимо выявить проблему, и на заключительном, когда требуется проверить полученную информацию и принять решение.

В зависимости от частоты проведения опросы могут быть точечные (разовые) и повторные. Последние позволяют выявить жизненный цикл запросов и предпочтений потребителей и основные тенденции их изменений с течением времени для своевременного принятия решений о деятельности на рынке.

По степени охвата потенциальных потребителей опросы могут быть сплошными и выборочными. Сплошные опросы могут проводиться, например, в отношении посетителей предприятия или его стенда на выставочных мероприятиях. На практике количество потенциальных покупателей предприятия, как правило, велико, что делает невозможным проведение сплошных опросов. В связи с этим наиболее приемлемыми являются выборочные опросы, сущность которых заключается в том, что опрашивается часть (выборка) изучаемой совокупности населения, отобранная в результате применения специальных научно обоснованных приемов. Если выборочная совокупность достаточно полно отражает свойства генеральной совокупности, она называется представительной (репрезентативной). Особая роль при проведении выборочных опросов отводится методу фокус групп.

В практике маркетинга применяются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании респондент письменно отвечает на вопросы в присутствии исследователя (анкетера) или без него. Интервьюирование как форма опроса предполагает личное общение с респондентом, при котором исследователь (интервьюер) сам задает вопросы и фиксирует ответы .

Подготовка проведения сбора информации с помощью опроса предусматривает решение следующих задач:

выбор способа связи с аудиторией;

подготовка анкеты;

проведение тестирования и доработка анкеты.

Различают три основных способа связи исследователя с объектом при проведении опроса: по телефону, по почте и личное интервью. Каждый из этих способов связи обладает определенными достоинствами и недостатками. Сравнительные характеристики форм опроса представлены в таблице 1.

Результаты анализа показывают, что основными преимуществами личного опроса являются гибкость в постановке зондирующих вопросов и непосредственное наблюдение за реакцией на наглядные материалы. При почтовом опросе реакция обычно существенно слабее. Характеристики телефонного опроса представляют собой нечто среднее между характеристиками двух других типов опроса .

Так, достоинствами опроса (интервью) по телефону является относительно высокая оперативность и дешевизна проведения опроса.

Таблица 1 - Сравнительные характеристики различных форм опросов

Характеристика

Форма опроса

почтовый

телефонный

Средняя стоимость анкеты

Минимальная при условии высокого коэффициента возврата

Умеренная

Высокая с учетом затрат времени и оплаты разъездов

Возможность задавать сложные вопросы, модифицировать их

Незначительная, если анкета простая и короткая

Незначительная, так как модифицировать и менять формулировки некогда

Значительная, так как можно демонстрировать вспомогательный материал, формировать личную связь, задавать зондирующие вопросы

Возможность произвольной интерпретации результатов

Отсутствует, поскольку анкета заполняется без участия опрашивающего

Присутствует за счет интонации опрашивающего

Значительна за счет интонации и выражения лица опрашивающего

Анонимность респондента

Полная, поскольку не требуются анкетные данные

Условная, поскольку существует телефонный контакт

Отсутствует, поскольку происходит личный контакт

К недостаткам этого метода относятся:

возможность опроса только тех, у кого есть телефон, что нередко не позволяет обеспечить адекватность выборки;

относительно высокая вероятность получения отказа от ответов.

Достоинство опроса по почте, т.е. производимого с помощью рассылаемых по почте анкет, состоит в устранении всякого влияния интервьюера, в обеспечении наилучших предпосылок для ответов на вопросы личного характера, а также в относительной дешевизне охвата географически рассредоточенной аудитории.

К недостаткам этого способа относятся:

низкая оперативность:

возможность не возврата значительной доли разосланных анкет (обычно исследователям не возвращается более половины разосланных анкет) и обусловленная этим возможность самоотбора опрашиваемых.

Личное интервью по праву считается универсальным и самым популярным способом связи с объектами исследования, поскольку позволяет избежать указанных выше недостатков, присущих опросам по почте и телефону. К достоинствам этого способа относятся:

относительно небольшая доля отказов от ответов, обеспечиваемая высокой квалификацией интервьюеров;

относительно высокая точность обследования, обеспечиваемая применением более сложных и длинных анкет (чем при опросе по телефону или по почте), что обусловлено возможностью способностью опытного интервьюера разъяснить все непонятные вопросы;

возможность совмещения личного опроса с наблюдением, позволяющая получить дополнительную информацию об опрашиваемых.

Основным недостатком личного опроса является относительно большие организационные усилия и материальные затраты на его проведение, а также возможность оказания интервьюером вольного или невольного влияния на мнение опрашиваемых при наличии у него определенных пристрастий.

Итак, цель опросов состоит в том, чтобы проверить и скорректировать первоначальные менеджерские гипотезы, опираясь на «экспертизу потребителя», который видит проблему в ином ракурсе, чем производитель.

Однако метод опросов имеет и ряд недостатков. Главным препятствием на пути эффективных прогнозов с помощью опросов является так называемый парадокс Ла-Пьера - люди не всегда поступают так, как говорят. Это особенно наглядно проявляется в сфере маркетинговых исследований и может иметь весьма серьезные последствия. Поэтому не существует такой области, в которой тратится столь много средств на изучение понимания человеческого поведения, как индустрия маркетинга и рекламы.

Еще одним препятствием в применении массовых опросов в маркетинговых исследованиях - проблема статистической достоверности результатов. Для получения полноценных, достоверных результатов необходим опрос большого количества представителей интересующей исследователя популяции, то есть, объем выборки достаточно велик, что сразу сказывается на стоимости исследования. К тому же, выборка должна быть случайной (вероятностной), что можно сделать лишь обладая доступом к базам данных, которые у нас традиционно засекречены (базы данных паспортных столов, например). Несоблюдение всех необходимых для количественного опроса условий сводит на нет все усилия по его проведению, делает невозможным строить достоверные прогнозы, опираясь на статистику .